Preview

Известия Российской академии наук. Серия географическая

Расширенный поиск

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ ГЕОГРАФИИ

https://doi.org/10.15356/0373-2444-2016-5-38-45

Полный текст:

Аннотация

Транснационализация мировой экономики и возникновение мощного созвездия международных компаний – один из наиболее значимых феноменов эпохи глобализации, требующий междисциплинарного подхода в изучении. Одновременно это процесс глубоко географический, что диктует необходимость создания нового научно-исследовательского и образовательного направления в рамках общественной географии – корпоративной географии. В статье аргументируется актуальность, новизна, научно-практическая значимость основания корпоративной географии, раскрываются методологические основы исследования, главная цель и решаемые задачи, возможности и направления реализации ее функций (информационной, научно-исследовательской, мировоззренческо-образовательной и прикладной) как самостоятельной сферы научного познания. Конкретизируются сложившиеся к настоящему времени особенности понятийно-терминологического аппарата, принципы, методы и подходы исследования корпоративной географии, рассматриваются ее ближайшие и перспективные задачи развития, а также наиболее остро стоящие проблемы.

Об авторе

Н. А. Слука
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия
Географический факультет


Список литературы

1. Алисов Н. В. Цели, задачи, проблемы географии мирового хозяйства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 1999. № 2. С. 3–8.

2. Воротнев А. В., Дубнов А. П. Транснациональные корпорации. Екатеринбург: Изд-во “Екатеринбург”, 2000. 142 с.

3. Глобальная социально-экономическая география / Слука Н. А. (ред.). М. – Смоленск: Ойкумена, 2011. 272 с.

4. Голикова Ю. А. Транснациональные корпорации: определение сущности и характеристика деятельности в современных условиях // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Том. 10. Вып. 4. С. 32–39.

5. Гречко Е. А. Модели управления транснациональными корпорациями в условиях глобализации. М.: “КДУ”, 2006. 154 с.

6. Денисенко О. О. Процеси метрополізації: світогосподарський аспект. Київ: Інститут географії НАН України, 2012. 194 с.

7. Кротков А. И. Региональные стратегии транснациональных корпораций на развивающихся фармацевтических рынках // Дисс. … к-та геогр. наук: спец. 25.00.24 “Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география”. М.: Моск. гос. ун-т, 2013. 144 с.

8. Кузнецов А. В. Транснациональные корпорации стран БРИКС // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 3. С. 3–11.

9. Кузнецов А. В. Российские транснациональные корпорации в сфере услуг // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 7. С. 71–80.

10. Кузнецова О. В., Кузнецов А. В., Туровский Р. Ф., Четверикова А. С. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов. 3-е изд. М.: Либроком, 2013. 440 с.

11. Маергойз И. М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск: Наука, 1986. 171 с.

12. Мировая экономика и международный бизнес / Полякова В. В. и Щенин Р. К. (ред.). М.: КНОРУС, 2008. 688 с.

13. Пилька М. Э., Слука Н. А. Глобальность городов США с позиций корпоративного подхода // Економiчна тa соцiальна географiя: Наук. зб. Київ, 2014. Вип.1 (69). С. 86–94.

14. Пилька М. Э., Слука Н. А. Размещение представительств зарубежных транснациональных корпораций в глобальных городах США // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2014. № 4. С. 75–82.

15. Потоцкая Т. И. Изучение транснациональной деятельности компаний, как элемент отраслевого анализа (на примере алмазно-бриллиантового комплекса) // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 6. С. 12–20.

16. Потоцкая Т. И., Самусенко Д. Н. Общие и региональные особенности функционирования предприятий крупного бизнеса в мировой экономике // Региональные исследования. 2009. № 4. С. 82–85.

17. Родионова И. А. Мировая промышленность: структурные сдвиги и тенденции развития (вторая половина ХХ – начало ХХI в.). М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2009. 231 с.

18. Родионова И. А., Слука Н. А. О корпоративной географии // Социально-экономическая география: теория, методология и практика преподавания: материалы международной научно-практической конференции. М.: Экон-информ, 2014. С. 54–58.

19. Рыкунова Е. С. Территориально-организационная структура крупнейших авиакомпаний мира (на примере “Люфтганза Групп”) // Автореф. дисс. к-та геогр. наук: спец. 25.00.24 “Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география”. М.: Моск. гос. ун-т, 2011. 24 с.

20. Сайт журнала Forbes. URL: http://www.forbes.com (дата обращения: 03.02.2014).

21. Самусенко Д. Н. Транснациональные корпорации в современной географии мирового хозяйства // География в школе. 2012. № 2. С. 48–53.

22. Слука Н. А. Градоцентрическая концепция мирового хозяйства. М.: Пресс-Соло, 2005. 168 с.

23. 40 процентов мирового богатства контролируют 147 транснациональных корпораций // Центр гуманитарных технологий – 2011.10.24. URL: http://gtmarket.ru/news/corporate/2011/10/24/3685 (дата обращения: 01.10.2014).

24. Ткаченко И. А. Территориально-организационная структура автомобильной ТНК (на примере корпорации “ДаймлерКрайслер”) // Автореф. дисс. к-та геогр. наук: спец. 25.00.24 “Экономическая, социальная и политическая география”. М.: Моск. гос. ун-т, 2005. 24 с.

25. Трифонова И. В. Роль транснациональных корпораций в глобализации мировой экономики // Молодой ученый. 2013. № 9. С. 243–245.

26. Хесин Е. С. Меняющийся глобальный экономический ландшафт // География мирового развития. Вып. 2 / Синцеров Л. М. (ред.). М.: Товарищество научных изданий КМК, 2010. С. 22–42.

27. ЮНКТАД. Доклад о мировых инвестициях. 2001. Содействие развитию связей. Обзор. Нью-Йорк и Женева, 2001. 84 с.

28. ЮНКТАД. Доклад о мировых инвестициях. 2002. Транснациональные корпорации и конкурентоспособность экспорта. Обзор. Нью-Йорк и Женева, 2002. 85 с.

29. ЮНКТАД. Доклад о мировых инвестициях. 2013. Глобальные производственные системы: инвестиции и торговля в интересах развития. Обзор. НьюЙорк и Женева, 2013. 38 с.

30. Barnes T., Hayter R., and Grass E. Corporate restructuring and employment change: A case study of MacMillan Bloedel // In M. De Smidt and E. Wever (eds), The corporate firm in a changing world economy, London: Routledge, 1990. P. 145–165.

31. Corporate geography. Business location principles and cases Ed. by R. Laulajainen, H. A. Stafford. Springer Science+Business Media Dordrecht, 1995–2013. 450 р.

32. Hayter R. and Watts H. D. The geography of enterprise: A reappraisal progress // Human geography. 1983. No. 7. P. 157–181.

33. Krumme G. and Fleming D. K. The ‘Royal Hoesch Union’: case analysis of adjustment patterns in the european steel industry // Tijdschrift voor economische en sociale geografie. 1968. No. 59. P. 177–199.

34. McNee R. B. Functional geography of the firm, with an illustrative case study from the petroleum industry // Economic geography. 1958. No. 34. P. 321–337.

35. McNee R. B. Towards a more humanistic economic geography: the geography of enterprise // Tijdschrift voor economische en sociale geografie. 1960. No. 51. P. 201–206.

36. McNee R. B. Processes creating geographic patterns in the managerial economy // Annals of the association of american geographers. 1960. No. 51. 336 p.

37. McNee R. B. Centrifugal and centripetal forces in international petroleum company regions // Annals of the association of american geographers. 1961. No. 51. P. 124–138.

38. McNee R. B. The spatial evolution of the Sun Oil Company // Annals of the association of american geographers. 1963. No. 53. 609 p.

39. McNee R.B. A systems approach of understanding the geographic behaviour of organizations, especially large corporations // In: F.E. lan Hamilton (ed): Spatial perspectives on industrial organization and decisionmaking, Wiley: London, 1974. P. 47–75.

40. Stafford H. A. The geography of manufacturers // Progressin geography. 1972. No. 4. P. 181–215.

41. The McKinsey Global Institute (MGI). URL: http://www.mckinsey.com/ (дата обращения: 22.03.2016).

42. UNCTAD. World Investment Report. Transnational Corporations, Extractive Industries and Development. Geneva: United Nations, 2007. 294 p.

43. Vitali S., Glattfelder J., and Battiston S. The network of global corporate control // The OECD guidelines for multinational enterprises. Zurich, Switzerland, 2011. 36 p.

44. Wall R. S. Netscape: Cities and global corporate networks. Rotterdam: Haveka, 2009. 32 р.

45. Wall R. S. and Van der Knaap G. A. Sectoral differentiation and network structure within contemporary worldwide corporate networks // Economic geography. 2011. No. 3. P. 267–308.

46. Watts H. D. and Kirkham J. Plant closures by multilocational firms: a comparative perspective // Regional studies. 1999. No. 33. P. 413–424.


Для цитирования:


Слука Н.А. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ ГЕОГРАФИИ. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2016;(5):38-45. https://doi.org/10.15356/0373-2444-2016-5-38-45

For citation:


Sluka N.A. GOALS, OBJECTIVES, AND PROBLEMS OF CORPORATE GEOGRAPHY. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2016;(5):38-45. (In Russ.) https://doi.org/10.15356/0373-2444-2016-5-38-45

Просмотров: 331


ISSN 2587-5566 (Print)
ISSN 2658-6975 (Online)