ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ ГЕОГРАФИИ
https://doi.org/10.15356/0373-2444-2016-5-38-45
Аннотация
Транснационализация мировой экономики и возникновение мощного созвездия международных компаний – один из наиболее значимых феноменов эпохи глобализации, требующий междисциплинарного подхода в изучении. Одновременно это процесс глубоко географический, что диктует необходимость создания нового научно-исследовательского и образовательного направления в рамках общественной географии – корпоративной географии. В статье аргументируется актуальность, новизна, научно-практическая значимость основания корпоративной географии, раскрываются методологические основы исследования, главная цель и решаемые задачи, возможности и направления реализации ее функций (информационной, научно-исследовательской, мировоззренческо-образовательной и прикладной) как самостоятельной сферы научного познания. Конкретизируются сложившиеся к настоящему времени особенности понятийно-терминологического аппарата, принципы, методы и подходы исследования корпоративной географии, рассматриваются ее ближайшие и перспективные задачи развития, а также наиболее остро стоящие проблемы.
Ключевые слова
Об авторе
Н. А. СлукаРоссия
Географический факультет
Список литературы
1. Алисов Н. В. Цели, задачи, проблемы географии мирового хозяйства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 1999. № 2. С. 3–8.
2. Воротнев А. В., Дубнов А. П. Транснациональные корпорации. Екатеринбург: Изд-во “Екатеринбург”, 2000. 142 с.
3. Глобальная социально-экономическая география / Слука Н. А. (ред.). М. – Смоленск: Ойкумена, 2011. 272 с.
4. Голикова Ю. А. Транснациональные корпорации: определение сущности и характеристика деятельности в современных условиях // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Том. 10. Вып. 4. С. 32–39.
5. Гречко Е. А. Модели управления транснациональными корпорациями в условиях глобализации. М.: “КДУ”, 2006. 154 с.
6. Денисенко О. О. Процеси метрополізації: світогосподарський аспект. Київ: Інститут географії НАН України, 2012. 194 с.
7. Кротков А. И. Региональные стратегии транснациональных корпораций на развивающихся фармацевтических рынках // Дисс. … к-та геогр. наук: спец. 25.00.24 “Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география”. М.: Моск. гос. ун-т, 2013. 144 с.
8. Кузнецов А. В. Транснациональные корпорации стран БРИКС // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 3. С. 3–11.
9. Кузнецов А. В. Российские транснациональные корпорации в сфере услуг // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 7. С. 71–80.
10. Кузнецова О. В., Кузнецов А. В., Туровский Р. Ф., Четверикова А. С. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов. 3-е изд. М.: Либроком, 2013. 440 с.
11. Маергойз И. М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск: Наука, 1986. 171 с.
12. Мировая экономика и международный бизнес / Полякова В. В. и Щенин Р. К. (ред.). М.: КНОРУС, 2008. 688 с.
13. Пилька М. Э., Слука Н. А. Глобальность городов США с позиций корпоративного подхода // Економiчна тa соцiальна географiя: Наук. зб. Київ, 2014. Вип.1 (69). С. 86–94.
14. Пилька М. Э., Слука Н. А. Размещение представительств зарубежных транснациональных корпораций в глобальных городах США // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2014. № 4. С. 75–82.
15. Потоцкая Т. И. Изучение транснациональной деятельности компаний, как элемент отраслевого анализа (на примере алмазно-бриллиантового комплекса) // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 6. С. 12–20.
16. Потоцкая Т. И., Самусенко Д. Н. Общие и региональные особенности функционирования предприятий крупного бизнеса в мировой экономике // Региональные исследования. 2009. № 4. С. 82–85.
17. Родионова И. А. Мировая промышленность: структурные сдвиги и тенденции развития (вторая половина ХХ – начало ХХI в.). М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2009. 231 с.
18. Родионова И. А., Слука Н. А. О корпоративной географии // Социально-экономическая география: теория, методология и практика преподавания: материалы международной научно-практической конференции. М.: Экон-информ, 2014. С. 54–58.
19. Рыкунова Е. С. Территориально-организационная структура крупнейших авиакомпаний мира (на примере “Люфтганза Групп”) // Автореф. дисс. к-та геогр. наук: спец. 25.00.24 “Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география”. М.: Моск. гос. ун-т, 2011. 24 с.
20. Сайт журнала Forbes. URL: http://www.forbes.com (дата обращения: 03.02.2014).
21. Самусенко Д. Н. Транснациональные корпорации в современной географии мирового хозяйства // География в школе. 2012. № 2. С. 48–53.
22. Слука Н. А. Градоцентрическая концепция мирового хозяйства. М.: Пресс-Соло, 2005. 168 с.
23. 40 процентов мирового богатства контролируют 147 транснациональных корпораций // Центр гуманитарных технологий – 2011.10.24. URL: http://gtmarket.ru/news/corporate/2011/10/24/3685 (дата обращения: 01.10.2014).
24. Ткаченко И. А. Территориально-организационная структура автомобильной ТНК (на примере корпорации “ДаймлерКрайслер”) // Автореф. дисс. к-та геогр. наук: спец. 25.00.24 “Экономическая, социальная и политическая география”. М.: Моск. гос. ун-т, 2005. 24 с.
25. Трифонова И. В. Роль транснациональных корпораций в глобализации мировой экономики // Молодой ученый. 2013. № 9. С. 243–245.
26. Хесин Е. С. Меняющийся глобальный экономический ландшафт // География мирового развития. Вып. 2 / Синцеров Л. М. (ред.). М.: Товарищество научных изданий КМК, 2010. С. 22–42.
27. ЮНКТАД. Доклад о мировых инвестициях. 2001. Содействие развитию связей. Обзор. Нью-Йорк и Женева, 2001. 84 с.
28. ЮНКТАД. Доклад о мировых инвестициях. 2002. Транснациональные корпорации и конкурентоспособность экспорта. Обзор. Нью-Йорк и Женева, 2002. 85 с.
29. ЮНКТАД. Доклад о мировых инвестициях. 2013. Глобальные производственные системы: инвестиции и торговля в интересах развития. Обзор. НьюЙорк и Женева, 2013. 38 с.
30. Barnes T., Hayter R., and Grass E. Corporate restructuring and employment change: A case study of MacMillan Bloedel // In M. De Smidt and E. Wever (eds), The corporate firm in a changing world economy, London: Routledge, 1990. P. 145–165.
31. Corporate geography. Business location principles and cases Ed. by R. Laulajainen, H. A. Stafford. Springer Science+Business Media Dordrecht, 1995–2013. 450 р.
32. Hayter R. and Watts H. D. The geography of enterprise: A reappraisal progress // Human geography. 1983. No. 7. P. 157–181.
33. Krumme G. and Fleming D. K. The ‘Royal Hoesch Union’: case analysis of adjustment patterns in the european steel industry // Tijdschrift voor economische en sociale geografie. 1968. No. 59. P. 177–199.
34. McNee R. B. Functional geography of the firm, with an illustrative case study from the petroleum industry // Economic geography. 1958. No. 34. P. 321–337.
35. McNee R. B. Towards a more humanistic economic geography: the geography of enterprise // Tijdschrift voor economische en sociale geografie. 1960. No. 51. P. 201–206.
36. McNee R. B. Processes creating geographic patterns in the managerial economy // Annals of the association of american geographers. 1960. No. 51. 336 p.
37. McNee R. B. Centrifugal and centripetal forces in international petroleum company regions // Annals of the association of american geographers. 1961. No. 51. P. 124–138.
38. McNee R. B. The spatial evolution of the Sun Oil Company // Annals of the association of american geographers. 1963. No. 53. 609 p.
39. McNee R.B. A systems approach of understanding the geographic behaviour of organizations, especially large corporations // In: F.E. lan Hamilton (ed): Spatial perspectives on industrial organization and decisionmaking, Wiley: London, 1974. P. 47–75.
40. Stafford H. A. The geography of manufacturers // Progressin geography. 1972. No. 4. P. 181–215.
41. The McKinsey Global Institute (MGI). URL: http://www.mckinsey.com/ (дата обращения: 22.03.2016).
42. UNCTAD. World Investment Report. Transnational Corporations, Extractive Industries and Development. Geneva: United Nations, 2007. 294 p.
43. Vitali S., Glattfelder J., and Battiston S. The network of global corporate control // The OECD guidelines for multinational enterprises. Zurich, Switzerland, 2011. 36 p.
44. Wall R. S. Netscape: Cities and global corporate networks. Rotterdam: Haveka, 2009. 32 р.
45. Wall R. S. and Van der Knaap G. A. Sectoral differentiation and network structure within contemporary worldwide corporate networks // Economic geography. 2011. No. 3. P. 267–308.
46. Watts H. D. and Kirkham J. Plant closures by multilocational firms: a comparative perspective // Regional studies. 1999. No. 33. P. 413–424.
Рецензия
Для цитирования:
Слука Н.А. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ ГЕОГРАФИИ. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2016;(5):38-45. https://doi.org/10.15356/0373-2444-2016-5-38-45
For citation:
Sluka N.A. GOALS, OBJECTIVES, AND PROBLEMS OF CORPORATE GEOGRAPHY. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2016;(5):38-45. (In Russ.) https://doi.org/10.15356/0373-2444-2016-5-38-45