Preview

Известия Российской академии наук. Серия географическая

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО ТРАНСПОРТНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ

https://doi.org/10.7868/S2587556618030020

Полный текст:

Аннотация

В статье изложены результаты исследования трансформации территориальной организации определенных видов транспорта России в постсоветский период под влиянием ее взаимоотношений с соседними странами. Выявлены изменения, связанные с преодолением возникших транспортных разрывов преимущественно в сфере морского, нефтеи газопроводного транспорта. Определены как позитивные изменения в транспортной инфраструктуре (строительство новых российских магистральных трубопроводов, морских портов), позволившие уменьшить степень зависимости России от соседних стран, так и негативные изменения (строительство альтернативных России магистральных трубопроводов). Дана их качественная и количественная оценка. Обосновывается значимость изменений во внешней политике России. Выделены географические направления трансформации, вызванные стремлением России уйти от диктата стран-транзитеров, через которые осуществляется/осуществлялся экспорт энергоносителей; а также вследствие борьбы России за транспортировку газа и нефти, добываемых в бассейне Каспийского моря, и транспортировку в Азиатско-Тихоокеанский регион. Отмечается успешный опыт многовариантной реализации геополитических интересов новых независимых стран (России, Азербайджана, Туркменистана, Казахстана) посредством транспортных проектов. Акцентируется внимание на изменении геополитической значимости сопредельных России государств вследствие трансформации территориальной организации ее транспортной (преимущественно трубопроводной) системы: увеличении значимости Турции, Казахстана, Китая и уменьшение значимости Латвии, Литвы, Беларуси, Украины.

Об авторе

Т. И. Потоцкая
Смоленский государственный университет
Россия
Смоленск


Список литературы

1. Бабурин В.Л. Геополитический контекст строительства газопровода Россия – Китай // Вестн. алтайской науки. 2011. № 1. С. 103–109.

2. Власов Г.П. Актуальные проблемы развития транспортной инфраструктуры евразийского пространства России // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2013. № 3 (13). С. 59–70.

3. Гаджиев К.С. Трубопроводная дипломатия на Южном Кавказе в геополитическом измерении // Горизонты экономики. 2014. № 4 (16). С. 13–21.

4. Геополитическое положение России: представления и реальность / под ред. B.А. Колосова. М.: АртКурьер, 2000. 352 с.

5. Горбунов А.А. Железнодорожный транспорт в геоэкономической и геополитической стратегии России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12: Политические науки. 2008. № 2. С. 115–121.

6. Заславский И. Дело труба. Баку-Тбилиси-Джейхан и казахстанский выбор на Каспии. М.: Европа, 2005. 182 с.

7. Зуенко И., Зубань С. Трансконтинентальный транзит Азия – Европа // МЭиМО. 2016. Т. 60, № 7. С. 70–76.

8. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект-Пресс, 2001. 479 с.

9. Коржубаев А.Г., Суслов В.И. Стратегия развития инфраструктуры транспорта нефти, нефтепродуктов и газа в России // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2008. № 4. URL. https://elibrary.ru/download/elibrary_11641006_80227029.pdf.

10. Лиходей О.А. Транспортная геополитика России // Вестн. гос. ун-та морского и речного флота. 2009. № 4. С. 187–192.

11. Медведева Н.В., Ткачев С.В. Геополитическое значение нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан // Морской флот. 2007. № 2. С. 10–13.

12. Ром В.Я. Изучение вопросов исторической географии в курсе географии России // География в школе. 1994. № 1. С. 25–30.

13. Тархов С.А. Транспортная интеграция и дезинтеграция постсоветского пространства: изменение пассажирских связей после распада СССР // Изв. РАН. Сер. геогр. 1997. № 3. С. 73–81.

14. Трейвиш А.И. Российская геополитика от Гостомысла до наших дней // Знание – сила. 1995. № 8. С. 5–16.

15. Филимонова И.В., Эдер Л.В., Немов В.Ю., Ламерт Д.А. Трубопроводный транспорт Дальнего Востока: современное состояние и перспективы развития // Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2013. № 4 (38). С. 45–49.

16. Хорев Б.С. Является ли “Новая Россия” жизнеспособным государством в современных границах // Геополитические и геоэкономические проблемы России. СПб.: РГО, 1995. С. 18–22.

17. Шупер В.А. Геополитическое положение России: возможные направления изменений // Изв. РАН. Сер. геогр. 2009. № 4. С. 113–122.

18. Якунин В.И. Развитие транспортной системы и геоэкономические интересы России // Экономические стратегии. 2009. Т. 11, № 1. С. 48–55.

19. Pototskaya T.I., Katrovskiy A.P., and Chasovskiy V.I. Geopolinical Impact on Transformation of Territorial Organization of Russian Pipeline Transport in the PostSoviet Time // Int. J. Energy Econ. Policy. 2016. Vol. 6, N 4. P. 1–7.

20. Балтийская трубопроводная система – 2. URL. http://bts2.ru/ (дата обращения: 05.02.2016 г.).

21. Белова М. Атасу – Алашанькоу: история реэкспорта российской нефти // РосБизнесКонсалтинг. URL. http://rbc.ru/ (дата обращения: 22.05.2015 г.).

22. Газпром. URL. http://www.gazprom.ru/ (дата обращения: 05.05.2015 г.).

23. Единая государственная система информации об обстановке в мировом океане (ЕСИМО). URL. http://www.russianports.ru/ (дата обращения: 15.07.2016 г.).

24. Жолквер Н. Как туркменскому газу попасть в Европу? // Deutsche Welle. URL. http://www.dw.de/ (дата обращения: 05.05.2014 г.).

25. Караганов С.А. и др. К Великому океану – 4. Поворот на восток: предварительные итоги и новые задачи / под ред. Б.В. Бородачева / Международный дискуссионный клуб “Валдай”. Москва, май 2016. URL. http://ru.valdaiclub.com/ (дата обращения: 25.07.2016 г.).

26. Транснефть. URL. http://www.transneft.ru/ (дата обращения 19.05.2015 г.).

27. Федеральное агентство морского и речного транспорта. URL. http://www.morflot.ru/ (дата обращения: 02.03.2016 г.).

28. Энергетический бюллетень № 2, май 2013. Новые правила игры для российского газового экспорта / Аналитический центр при Правительстве РФ. URL. http://ac.gov.ru/publications/ (дата обращения: 07.05.2016 г.).

29. Энергетический бюллетень № 16, август 2014. Каспийский регион на энергетической карте мира / Аналитический центр при Правительстве РФ. URL. http://ac.gov.ru/publications/ (дата обращения: 05.03.2016 г.).

30. Энергетический бюллетень № 36, май 2016. Развитие транспортировки нефти / Аналитический центр при Правительстве РФ. URL. http://ac.gov.ru/publications/ (дата обращения: 05.07.2016 г.).

31. Crude Accountability. URL. http://crudeaccountability. org/ (дата обращения: 05.05.2014 г.).


Ключевые рисунки

1. Магистральные газо- и нефтепроводы, влияющие на формирование геополитического положения России, 2017
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (969KB)    
Метаданные
2. Gas and oil pipelines that affect geopolitical position of Russia, 2017
Тема
Тип Research Instrument
Посмотреть (938KB)    
Метаданные
  • Одна из основных транспортно-географических проблем постсоветского пространства — зависимость стран — экспортеров энергоносителей: России, Азербайджана, Туркменистана и Казахстана — от стран-транзитеров: Литвы, Латвии, Беларуси, Украины и России.
  • Стремление снизить/использовать эту зависимость превращает транспортные магистрали (преимущественно трубопроводы) и элементы транспортной инфраструктуры (преимущественно морские порты) в один из основных инструментов внешней политики государств.

Для цитирования:


Потоцкая Т.И. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО ТРАНСПОРТНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2018;(3):5-17. https://doi.org/10.7868/S2587556618030020

For citation:


Pototskaya T.I. GEOPOLITICAL ASPECT OF THE CONTEMPORARY TRANSPORT AND GEOGRAPHICAL POSITION OF RUSSIA. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2018;(3):5-17. (In Russ.) https://doi.org/10.7868/S2587556618030020

Просмотров: 205


ISSN 2587-5566 (Print)
ISSN 2658-6975 (Online)