Территориальная структура гражданского авиастроительного комплекса России
https://doi.org/10.31857/S2587556621050113
Аннотация
На основе анализа материалов 1700 компаний проведена каталогизация авиастроительных предприятий России, определены их производственные связи. Для составления реестра авиазаводов использовался метод “снежного кома”: выявлялись партнеры и конкуренты компаний, входящих в “Союз авиапроизводителей России”; для каждого из них вновь определялись партнеры и конкуренты; итерации повторялись до прекращения поступления в реестр новых предприятий. В работе отражены этапы формирования территориальной структуры отрасли и современные тенденции ее трансформации. Зафиксировано изменение роли отдельных факторов размещения: рост значимости трудового фактора при снижении важности инфраструктурного. Рассчитан “коэффициент вовлеченности” предприятий в авиастроение, проанализированы территориальные и внутриотраслевые различия в величине этого коэффициента: максимальные его значения приходятся на верхние этажи производственных цепочек и на восточные регионы России – зону дислокации флагманских сборочных производств. Составлена серия карт, отражающих территориальную структуру отрасли и ее динамику. Выявлена территориальная структура производственных связей авиастроительных предприятий, она носит выраженный центростремительный характер: 3/5 всех связей осуществляется с Московским столичным регионом. На основе анализа размещения предприятий и структуры их связей выполнено авиастроительное районирование. Определены специализация и характерные черты территориальной структуры каждого из 10 районов: Столичный район специализируется на НИОКР, Западный – на авионике и ремонте, Черноземный – на авионике и сборке самолетов, Южный, Волжский, Байкальский и Дальневосточный – на сборке самолетов и вертолетов, Северный и Обский – на агрегатах и моторах, Уральский – на материалах, деталях и моторах.
Ключевые слова
Список литературы
1. Адашова Т.А., Ковалев В.В. Комсомольск-на-Амуре // География. 2002. № 3. С. 5–13.
2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. 350 с.
3. Большая Российская энциклопедия. Т. 1 / под ред. А.П. Горкина. М.: Изд-во БРЭ, 2005.
4. Бурдакова Г.И. Ефременко В.Ф., Заусаев В.К. Техноэкополис “Комсомольск–Амурск–Солнечный”: как найти выход из кризиса // Перспективы возрождения экономики предприятий и регионов. Новосибирск: ЭКО, 2001. С. 46–56.
5. Васильцова А.Н. Авиазавод Ильюшина на карте мира, России и Москвы // География и экология в школе XXI века. 2021. № 1. С. 9–18.
6. Васильцова А. Динамика гражданского авиастроения на советском и постсоветском пространстве: региональный аспект // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Серия: Естественные науки. 2019. № 4. С. 72–83. https://doi.org/10.18384/2310-7189-2019-4-72-83
7. Гонтарь Н.Ф. Факторы и современные особенности размещения промышленного комплекса России. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2013. 124 с.
8. Горячко М.Д. Структурные сдвиги в промышленности Центрального экономического района // Региональные исследования. 2004. № 4. С. 33–48.
9. Коготов В.В. Критерии идентификации крупных предприятий в национальной экономике // Экономический журн. 2011. № 23.
10. Михайлова Т.Н. Трансформация географии промышленности Российской Федерации // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 3. С. 351–358.
11. Мошков А.В. Структурные изменения в промышленности российского Дальневосточного федерального округа // География и природные ресурсы. 2005. № 1. С. 110–116.
12. Николаев А.В. География государственного сектора промышленности России // Изв. РАН. Сер. геогр. 2004. № 5. С. 42–52.
13. Родионова И.А. Макрогеография промышленности мира: учеб. пособие для вузов / И.А. Родионова. М.: Московский Лицей, 2000. 240 с.
14. Рыкунова Е.С. Территориально-организационная структура крупнейших авиакомпаний мира (на примере “Люфтганза Групп”). Автореф. дисс. … канд. геогр. наук. М.: МГУ, 2011. 23 с.
15. Семенов А.А. Территориальная структура низкобюджетных пассажирских авиаперевозок мира. Автореф. дисс. … канд. геогр. наук. М.: МГУ, 2014. 23 с.
16. Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник / отв. ред. А.П. Горкин. Смоленск: Ойкумена, 2013. 328 с.
17. Трейвиш А.И. География промышленности // Социально-экономическая география в России. Владивосток: Дальнаука, 2016. С. 54–57.
18. Хрущев А.Т. География промышленности СССР. М.: Мысль, 1986. 416 с.
19. Часовский В.И. Промышленность СНГ: структурные и пространственные изменения: монография. Смоленск: Универсум, 2009. 476 с.
20. Экономическая география мирового развития. ХХ век / под ред. Ю.Г. Липеца, В.А. Пуляркина, С.Б. Шлихтера. СПб.: Алетейя, 2003. 396 с.
21. Экономическая и социальная география России: География отраслей народного хозяйства России. Учебник / под ред. В.Л. Бабурина, М.П. Ратановой. М.: Либроком, 2013. 516 с.
22. Экономическая и социальная география России. Учебник для вузов / под ред. проф. А.Т. Хрущева. М.: Дрофа, 2001. 672 с.
23. Eriksson S., Steenhuis H. The global commercial aviation industry. NY: Routledge, 2016. 380 c.
24. Naderifar M., Goli H., Ghaljaie F. Snowball Sampling: A Purposeful Method of Sampling in Qualitative Research // Strides in Development of Medical Education. 2017. September, V. 14 (3).
25. Spano F., Riffle S. Location Trends in the Aerospace Industry // Area Development. 2016. https://www.areadevelopment.com/Aerospace/q3-2016-auto-aero-siteguide/location-trends-aerospace-industry-670022. shtml (дата обращения 15.06.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Васильцова А.Н. Территориальная структура гражданского авиастроительного комплекса России. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2021;85(5):648-662. https://doi.org/10.31857/S2587556621050113
For citation:
Vasiltsova A.N. Territorial Structure of Russian Civil Aircraft Industrial Complex. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2021;85(5):648-662. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S2587556621050113