Географическое изучение платформенной экономики: существующие и возможные подходы
https://doi.org/10.31857/S2587556622020030
Аннотация
Развитие платформенной экономики привлекло внимание географов и в последнее десятилетие появились публикации, анализирующие отдельные аспекты данного феномена. Однако общее понимание приоритетов и структуры географических исследований отсутствовало. Поэтому целью исследования стало обобщение опыта географического изучения платформенной экономики и определение контуров будущих исследований. На основе восьми крупнейших библиографических баз данных с помощью специального алгоритма семантического поиска выявлено более семидесяти журнальных статей по рассматриваемой проблематике. Приведено распределение статей по годам и странам. Анализ статей показал, что существующее разнообразие географических исследований может быть сведено к трем формирующимся (сравнительно-географическому, социально-географическому и гравитационному) и двум зарождающимся (пространственно-диффузионному и конструктивно-территориальному) подходам. По каждому подходу приведены основные проблемы, решение которых определяет векторы дальнейших исследований. На основе существующих публикаций и с учетом потенциала географического познания установлено, что в будущем возможно появление экономико-географического, геосистемного и районного подходов.
Ключевые слова
Список литературы
1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. 350 с.
2. Баранский Н.Н. Избранные труды. Становление экономической географии. М.: Мысль, 1980. 287 с.
3. Блануца В.И. Пространственная диффузия нововведений: сфера неопределенности и сетевая модель // Региональные исследования. 2015. № 3. С. 4–12.
4. Блануца В.И. Развертывание информационно-коммуникационной сети как географический процесс (на примере становления сетевой структуры сибирской почты). М.: ИНФРА-М, 2016. 246 с.
5. Блануца В.И. Социально-экономическое районирование в эпоху больших данных. М.: ИНФРА-М, 2018. 194 с.
6. Блануца В.И. Цифровая экономика Сибири: территориальные платформы для кластеров // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13. № 3. С. 1362–1374.
7. Блануца В.И. Региональные экономические исследования с использованием алгоритмов искусственного интеллекта: состояние и перспективы // Вестн. Забайкальского гос. ун-та. 2020. Т. 26. № 8. С. 100–111.
8. Герасимов И.П. Советская конструктивная география: задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1976. 208 с.
9. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969. 336 с.
10. Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник / отв. ред. А.П. Горкин. Смоленск: Ойкумена, 2013. 328 с.
11. Agrawal A.K., Catalini C., Goldfarb A. The Geography of Crowdfunding. NET Institute Working Paper № 10-08. Toronto: Univ. of Toronto, 2010. 57 p.
12. Anderson J.E. A theoretical foundation for the gravity equation // American Econ. Rev. 1979. Vol. 69 (1). P. 106–116.
13. Anderson J.E. The gravity model // Annual Rev. of Econ. 2011. Vol. 3 (1). P. 133–160.
14. Belleflamme P., Omrani N., Peitz M. The economics of crowdfunding platforms // Inform. Econ. and Policy. 2015. Vol. 33. P. 11–28.
15. Blanutsa V.I., Cherepanov K.A. Regional information flows: existing and new approaches to geographical study // Reg. Res. of Russia. 2019. Vol. 9 (1). P. 97–106.
16. Borowiak C. Poverty in transit: Uber, TaxiCoops, and the struggle over Philadelphia’s transportation economy // Antipode. 2019. Vol. 51 (4). P. 1079–1100.
17. Boutsioukis G., Fasianos A., Petrohilos-Andrianos Y. The spatial distribution of short-term rental listings in Greece: A regional graphic // Reg. Stud., Reg. Sci. 2019. Vol. 6 (1). P. 455–459.
18. Breznitz S.M., Noonan D.S. Crowdfunding in a not-so-flat world // J. of Econ. Geogr. 2020. Vol. 20 (4). P. 1069– 1092.
19. Buch C.M., Kleinert J., Toubal F. The distance puzzle: On the interpretation of the distance coefficient in gravity equations // Econ. Let. 2004. Vol. 83 (3). P. 293–298.
20. Cennamo C., Santalo J. Platform competition: Strategic trade-offs in platform markets // Strateg. Manag. J. 2013. Vol. 34 (11). P. 1331–1350.
21. Coll M.-H., Vandersmissen M.-H., Thériault M. Modeling spatio-temporal diffusion of carsharing membership in Quebec City // J. of Transport Geogr. 2014. Vol. 38. P. 22–37.
22. Dejean S. The role of distance and social networks in the geography of crowdfunding: Evidence from France // Reg. Stud. 2020. Vol. 54 (3). P. 329–339.
23. De Marco C., Di Minin A., Marullo C., Nepelski D. Digital Platform Innovation in European SMEs. An Analysis of SME Instrument Business Proposals and Case Studies. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. 70 p.
24. Domenech A., Larpin B., Schegg R., Scaglione M. Disentangling the geographical logic of Airbnb in Switzerland // Erdkunde. 2019. Vol. 73 (4). P. 245–258.
25. Duch-Brown N., Rossetti F. Digital platforms across the European regional energy markets // Energy Policy. 2020. Vol. 144. P. 1–11.
26. Evans D.S., Schmalensee R. The Antitrust Analysis of Multi-Sided Platform Business. NBER Working Paper 18783. Cambridge: National Bureau of Economic Research, 2013. 72 p.
27. Evans D.S., Schmalensee R. Matchmakers: The Economics of Multisided Platforms. Boston: Harvard Business Review Press, 2016. 272 p.
28. Evens T., Donders K. Platform Power and Policy in Transforming Television Markets. Cham: Palgrave Macmillan, 2018. 304 p.
29. Gallemore C., Nielsen K.R., Jespersen K. The uneven geography of crowdfunding success: Spatial capital on Indiegogo // Environ. and Planning A: Econ. and Space. 2019. Vol. 51 (6). P. 1389–1406.
30. Graham M. Regulate, replicate, and resist – The conjunctural geographies of platform urbanism // Urban Geogr. 2020. Vol. 41 (3). P. 453–457.
31. Greenberg D., Rogerson J.M. Accommodation business travelers: The organization and spaces of serviced apartments in Cape Town, South Africa // Bul. of Geogr. – Socio-Econ. Ser. 2018. Vol. 42. P. 83–97.
32. Gregory K., Maldonado M.P. Delivering Edinburgh: Uncovering the digital geography of platform labour in the city // Inform., Commun. & Soc. 2020. Vol. 23 (8). P. 1187–1202.
33. Haberly D., MacDonald-Korth D., Urban M., Wójcik D. Asset management as a digital platform industry: A global financial network perspective // Geoforum. 2019. Vol. 106. P. 167–181.
34. Hagerstrand T. Innovation Diffusion as a Spatial Process. Postscript and translation by A. Pred. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1967. 350 p.
35. Harmaakorpi V. Regional development platform method (RDPM) as a tool for regional innovation policy // European Plan. Studies. 2006. Vol. 14. P. 1085–1114.
36. Karlsson C., Olsson M. The identification of functional regions: Theory, methods, and applications // Annals of Reg. Sci. 2006. Vol. 40 (1). P. 1–18.
37. Katta S., Badger A., Graham M., Howson K., Ustek-Spilda F., Bertolini A. (Dis)embeddedness and (de)commodification: COVID-19, Uber and the unraveling logics of the gig economy // Dialogues in Human Geogr. 2020. Vol. 10 (2). P. 203–207.
38. Katz M.L., Shapiro C. Network externalities, competition, and compatibility // American Econ. Rev. 1985. Vol. 75 (3). P. 424–440.
39. Kenney M., Zysman J. The rise of the platform economy // Is. in Sci. and Technol. 2016. Vol. 32 (2). P. 61–69.
40. Kenney M., Zysman J. The platform economy: Restructuring the space of capitalist accumulation // Cambridge J. Reg., Econ. and Society. 2020. Vol. 13 (1). P. 55–76.
41. Kuebart A., Ibert O. Beyond territorial conception of entrepreneurial ecosystems: The dynamic spatiality of knowledge brokering in seed accelerators // Zeitschrift fur Wirtschaftsgeographie. 2019. Vol. 63 (2–4). P. 118–133.
42. Lee A., Mackenzie A., Smith G.J.D., Box P. Mapping platform urbanism: Charting the nuance of the platform pivot // Urban Plan. 2020. Vol. 5 (1). P. 116–128.
43. Leigh N.G., Kraft B.R. Emerging robotic regions in the United States: Insights for regional economic evolution // Reg. Stud. 2018. Vol. 52 (6). P. 804–815.
44. Letaief K.B., Chen W., Shi Y., Zhang J., Zhang Y.-J.A. The roadmap to 6G: AI empowered wireless networks // IEEE Communication Magazine. 2019. Vol. 57 (8). P. 84–90.
45. Lima V. Towards an understanding of the regional impact of Airbnb in Ireland // Reg. Stud., Reg. Sci. 2019. Vol. 6 (1). P. 78–91.
46. Markusen A. Sticky places in slippery space: A typology of industrial districts // Econ. Geogr. 1996. Vol. 72 (3). P. 293–313.
47. McIntyre D.P., Srinivasan A. Networks, platforms, and strategy: Emerging views and next steps // Strategic Manag. J. 2017. Vol. 38 (1). P. 141–160.
48. Nieborg D.B., Poell T. The platformization of cultural production: Theorizing the contingent cultural commodity // New Media & Society. 2018. Vol. 20 (11). P. 4275–4292.
49. Ours to Hack and to Own: The Rise of Platform Cooperativism, A New Vision for the Future of Work and a Fair er Internet. / Scholz T., Schneider N. (Eds.).N. Y.: OR Books, 2016. 252 p.
50. Parker G.G., van Alstyne M.W., Choudary S.P. Platform Revolution: How Networked Markets Are Transforming the Economy and How to Make Them Work for You. N. Y.: W.W. Norton & Company, 2016. 211 p.
51. Qian H. Knowledge-based regional economic development: A synthetic review of knowledge spillovers, entrepreneurship and entrepreneurial ecosystems // Econ. Dev. Quart. 2018. Vol. 32 (2). P. 163–176.
52. Richardson L. Coordinating the city: Platforms as flexible spatial arrangements // Urban Geogr. 2020a. Vol. 41 (3). P. 458–461.
53. Richardson L. Digital and platform economies. In: Kobayashi A. (Ed.). International Encyclopedia of Human Geography. 2nd Edition. London: Elsevier, 2020b. P. 317–321.
54. Rochet J.-C., Tirole J. Platform competition in two-sided markets // J. of Europ. Econ. Assoc. 2003. Vol. 1 (4). P. 990–1029.
55. Roelofsen M. Exploring the socio-spatial inequalities of Airbnb in Sofia, Bulgaria // Erdkunde. 2018. Vol. 72 (4). P. 313– 327.
56. Rossi A., Vismara S. What do crowdfunding platform do? A comparison between investment-based platforms in Europe // Euras. Business Rev. 2018. Vol. 8. P. 93–118.
57. Sadowski J. The Internet of landlords: Digital platforms and new mechanism of rentier capitalism // Antipode. 2020. Vol. 52 (2). P. 562–580.
58. Sadowski J. Cyberspace and cityscapes: On the emergence of platform urbanism // Urban Geogr. 2020. Vol. 41 (3). P. 448–452.
59. Schilling M.A. Technology success and failure in winnertake-all markets: The impact of learning orientation, timing, and network externalities // The Academy of Manag. J. 2002. Vol. 45 (2). P. 387–398.
60. Schwarz J.A. Platform logic: An interdisciplinary approach to the platform-based economy // Policy & Internet. 2017. Vol. 9 (4). P. 374–394.
61. Spangler I. Hidden value in the platform’s platform: Airbnb, displacement and the un-homing spatialities of emotional labour // Transactions of the Inst. of British Geogr. 2020. Vol. 45 (3). P. 575–588.
62. Srnicek N. Platform Capitalism. Cambridge: Polity Press, 2017. 171 p.
63. Stallkamp M., Schotter A.P.J. Platforms without borders? The international strategies of digital platform firms // Global Strategy J. 2021. Vol. 11 (1). P. 58–80.
64. Sutherland W., Jarrahi M.H. The sharing economy and digital platforms: A review and research agenda // Int. J. Inform. Manag. 2018. Vol. 43. P. 328–341.
65. Tiwana A. Platform Ecosystems: Aligning Architecture, Governance, and Strategy. Waltham: Morgan Kaufmann, 2014. 299 p.
66. Tobler W. A computer movie simulating urban growth in the Detroit region // Econ. Geogr. 1970. Vol. 46 (2). P. 234–240.
67. Van Dijck J., Poell T., de Waal M. The Platform Society: Public Values in a Connective World. Oxford: Oxford Univ. Press, 2018. 240 p.
68. Wentrup R., Nakamura H.R., Strom P. Uberization in Paris – The issue of trust between a digital platform and digital workers // Critical Perspectives on Int. Business. 2019. Vol. 15 (1). P. 20–41.
69. Wood A.J., Graham M., Lehdonvirta V., Hjorth I. Good gig, bad gig: Autonomy and algorithmic control in the global gig economy // Work, Employm. and Society. 2019. Vol. 33 (1). P. 56–75.
Рецензия
Для цитирования:
Блануца В.И. Географическое изучение платформенной экономики: существующие и возможные подходы. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2022;86(2):155-167. https://doi.org/10.31857/S2587556622020030
For citation:
Blanutsa V.I. Geographical Study of the Platform Economy: Existing and Possible Approaches. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2022;86(2):155-167. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S2587556622020030