

К вопросу о происхождении жанра “пейзаж” в европейской живописи (взгляд ландшафтоведа)
https://doi.org/10.31857/S2587556623020103
Аннотация
В ландшафтоведческом контексте и с позиций “силовой” теории изобразительного искусства Жиля Делёза (понятия линии-силы, цвета-силы, композиции-силы) рассмотрен процесс рождения жанра “пейзаж” в европейском изобразительном искусстве, начиная с доисторического времени и заканчивая первой половиной XVI в., в которой становление жанра можно считать завершенным. Показано, что пейзажный жанр (“пейзаж-как-таковой”) нарождался постепенно, проходя этапы “пейзаж-декор”, “пейзаж-фон”, “пейзаж-условие”, “пейзаж-участник”. Объяснены суть и особенности каждого этапа. Раскрыта роль отдельных живописцев, внесших наибольший вклад в становление жанра в разные периоды развития европейского искусства, начиная с Проторенессанса и заканчивая Высоким Возрождением. Показаны особенности способов изображения, художественной интерпретации и репрезентации ландшафтных компонентов (геокомпонентов) и ландшафта в целом на разных этапах становления жанра. Особое внимание уделено творчеству таких мэтров Раннего и Северного Возрождения, как Мазолино да Паникале, Альбрехт Дюрер, Леонардо да Винчи, Альбрехт Альтдорфер, Августин Хиршфогель. Подчеркнуто выдающееся значение для становления в европейской живописи жанра “пейзаж” творчества Альбрехта Дюрера, особенно его акварелей 1480-х–1490-х годов. Сделана попытка вскрыть онтологическую специфику пейзажных изображений, опираясь на теорию экзистенциально-топологического представления геокомпонентов, ландшафта в целом и места человека в нем. Для этого использованы такие понятия философии постструктурализма как “огива”, “лицевость”, “ландшафтность”.
Ключевые слова
Список литературы
1. Бенуа А. История живописи всех времен и народов. В 4-х томах. Т. І. СПб.: Нева, 2002. 544 с.
2. Богемская К.Г. Пейзаж. М.: Аст-Пресс, Галард, 2002. 256 с.
3. Делёз Ж. Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения / пер. с фр. СПб.: Machina, 2011. 176 с.
4. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. 632 с.
5. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идеей / пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. 672 с.
6. Кузанский Н. Об ученом незнании / пер с лат.: Соч. в 2-х т. Т. І. М.: Мысль, 1979. С. 47–184.
7. Культура древнего Рима. В 2-х томах. Т. І. М.: Наука, 1985. 432 с.
8. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI века. М.: Искусство, 1972. 240 с.
9. Лот А. К другим Тассили. Новые открытия в Сахаре / пер. с фр. Л.: Искусство, 1984. 215 с.
10. Патер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии / пер. с англ. М.: Изд. дом Международного университета в Москве, 2006. 352 с.
11. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре ХІХ– ХХ вв.; 2-е изд., перераб. и доп. М.: РООИ “Реабилитация”, 2013. 552 с.
12. Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII–X века. СПб.: Наука, 2018. 223 с.
13. Тютюнник Ю.Г. Ландшафт и ландшафтность. К.: Институт эволюционной экологии НАН Украины, 2019. 124 с.
14. Тютюнник Ю.Г. Предмет и становление пейзажа в европейской живописи // Изв. РГО. 2015. Т. 147. Вып. 3. С. 17–29.
15. Тютюнник Ю.Г. Топологическое представление геокомпонентов // Изв. РГО. 2022. Т. 154. № 2. С. 17–29.
16. Хан-Магомедов С.О. ИНХУК и ранний конструктивизм. М.: Architectura, 1993. 248 с.
17. Kluge F. Etymologischens Worterbuch der deutschen Sprache. Berlin–N.Y.: Walter de Gruyter, 1975. 920 S.
18. Roger A. Court traite du paysage. Paris: Gallimard, 1997. 204 p.
Рецензия
Для цитирования:
Тютюнник Ю.Г. К вопросу о происхождении жанра “пейзаж” в европейской живописи (взгляд ландшафтоведа). Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2023;87(2):304-321. https://doi.org/10.31857/S2587556623020103
For citation:
Tyutyunnik Yu.G. On the Question of the European Landscape Origin (A Viev of the Scientist of Landscape Science). Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2023;87(2):304-321. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S2587556623020103