

Литературная география и проблема формирования геокультурных текстов (на примере черноморских текстов русской литературы)
https://doi.org/10.31857/S2587556624020113
EDN: DSIHUD
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования геокультурных текстов в рамках литературной географии. Важная часть литературно-географических штудий — изучение географических образов, представленных в литературных произведениях. Понятие геокультурного текста позволяет типологизировать литературно-географические образы применительно к тем или иным геокультурам. Локальные геокультуры, обладающие развитой литературной традицией, имеют, как правило, ряд репрезентативных геокультурных текстов, характеризующих ландшафтные и образные особенности развития данной территории. Эволюция черноморского текста рассматривается с помощью концептов геокультуры и геокультурного текста. В качестве ключевых образов, определяющих развитие черноморского текста, исследуются образы юга, экзотики и античности. Особое внимание уделено становлению взаимосвязей между образами Крыма и античности. Морская “экзотика”, соединенная с “атмосферой” античности, окраинной древности европейской культуры, оказалась наиболее сильным эмоциональным стимулом формирования как южных, так и собственно черноморских образов в русской литературе. В геокультурном контексте “кристаллизация” черноморского текста русской литературы происходит к концу XIX — началу XX в. (И. Бунин, А. Куприн). Это происходит благодаря насыщенным ландшафтным описаниям, дающим возможность говорить о “черноморской ауре” этих текстов и о возникновении “черноморских онтологий”. В дальнейшем содержательное ядро черноморского геокультурного текста в XX в. определяют произведения М. Волошина, О. Мандельштама, И. Бабеля, А. Грина, К. Паустовского, В. Катаева. Посредством “кристаллизации” крымского и черноморского текстов и модерного пересоздания собственного образа “черноморской античности” в течение всего XX в. русская культура творила свою геокультурную “древность” в рамках европейского геокультурного пространства. Благодаря творчеству И. Бродского (“римский” и “имперский” локусы) крымский и черноморский тексты расширяют свое семантическое поле, оказываясь “узлом” метафорического уподобления, объединяющего средиземноморский геокультурный ареал и геокультурные зоны влияния русской литературы.
Ключевые слова
Об авторе
Д. Н. ЗамятинРоссия
Москва; Якутск
Список литературы
1. Аверинцев С.С. “Золотистого меда струя из бутылки текла .” // Столетие Мандельштама: Материалы симпозиума / N.J. Tenafly (Ed.). Hermitage Publ., 1994. C. 18-20.
2. Баруткина М.О. Гений места: Максимилиан Волошин и Киммерия // Изв. Урал. фед. ун-та. Серия 2. Гуманитарные науки. 2014. Т. 16. № 3 (130). С. 114-121.
3. Берестовская Д.С. Крымский миф в символическом мире раннего С.Н. Сергеева-Ценского // Культура народов Причерноморья. Симферополь: Таврический национальный ун-т им. В.И. Вернадского, 2012. С. 7-10.
4. Билык М.П. Образ Черного моря в “крымских” произведениях И.А. Бунина // Культура народов Причерноморья. 2006. № 80. С. 61-67.
5. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия, 1997. 224 с.
6. Вопросы географии. Сб. 151. Российские литераторы, окружающая природа и Географическое общество / отв. ред. В.М. Котляков, С.Н. Волосевич. М.: Медиа-ПРЕСС, 2020. 560 с.
7. Гёблер Ф. Путешествия Осипа Мандельштама в Крым: поэтическая медиализация // Беглые взгляды: новое прочтение русских травелогов первой трети XX века / сост., отв. ред. В.-С. Киссель, Г.А. Тиме. М.: НЛО, 2010. С. 58-62.
8. Геопанорама русской культуры: провинция и ее локальные тексты / под ред. Л. Зайонц. М.: Языки славянской культуры, 2004. 669 с.
9. Герцык Е.К. Лики и образы. М.: Молодая гвардия, 2007. 860 с.
10. Живов В.М. Метаморфозы античного язычества в истории русской культуры XVII-XVIII веков. Из истории русской культуры: Т. IV (XVIII - начало XIX века) / ред. В.М. Живов, Б.А. Успенский. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 449-536.
11. Замятин Д.Н. Империя пространства. Географические образы в романе А. Платонова “Чевенгур” // Вопросы философии. 1999. № 10. С. 82-89.
12. Замятин Д.Н. Гений и место: ускользающая совместность // Общественные науки и современность. 2013. № 5. С. 154-165.
13. Замятин Д.Н. Геокультурное пространство Арктики: визуализация ландшафтов и онтологические модели воображения // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2021. Т. 27. № 1. С. 48-94. https://doi.org/10.23951/2312-7899-2021-1-48-94
14. Замятин Д.Н. Сопространственность, геокультуры и (не)локальные тексты: к транссемиотике провинциальных текстов // Enthymema. 2021. № 28. С. 77-91.
15. Замятин Д.Н. Географические образы путешествий в русской литературе // География в школе. 2001. № 8. С. 26-29.
16. Замятин Д.Н. Геокультура: образ и его интерпретации // Социологический журн. 2002. № 2. С. 5-12.
17. Замятин Д.Н. Культура и пространство: моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 487 с.
18. Замятин Д.Н. Стратегии интерпретации историко-географических образов России // Мир России. Социология. Этнология. 2002. Т. 11. № 2. С. 105-138.
19. Замятин Д.Н. Черноморский текст русской литературы: геокультуры, сопространственность и географическое воображение // Географическая среда и живые системы. 2023. № 2. С. 47-57.
20. Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла.: Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII - первой трети XIX века. М.: НЛО, 2001. 414 с.
21. История Новороссии. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 864 с.
22. Калуцков В.Н. Концептуальные основы литературной географии // Урал. историч. вестн. 2016. № 2. С. 118-125.
23. Каракина Е. По следам “Юго-Запада”. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2006. 234 с.
24. Кожин В.В. Крымский и южнорусский аспект в творчестве Н.В. Гоголя и А.П. Чехова // Гуманитарная парадигма. 2020. № 2 (13). С. 26-34.
25. Коровин В.Л. Семен Сергеевич Бобров: Жизнь и творчество. М.: Academia, 2004. 319 с.
26. Лавренова О.А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII - начала XX в. (геокультурный аспект). М.: Российский научно-исследовательский ин-т культурного и природного наследия, 1998. 95 с.
27. Лаппо Г.М. Романтическая география городов (города в жизни и творчестве Константина Паустовского) // Региональные исследования. 2007. № 2. С. 3-12.
28. Левин Ю.И. Заметки о крымско-эллинских стихах О. Мандельштама // Мандельштам и античность / ред. О.А. Лекманов. М.: Радикс, 1995. С. 77-104.
29. Леонтьева А.Ю. Символика пространства в стихотворении О.Э. Мандельштама “Феодосия” // Филологический аспект. 2016. № 6. С. 9-16.
30. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания. Л.: Советский писатель, 1989. 718 с.
31. Литературная география России: атлас-справочник. М.: МГУ, 2022. 295 с.
32. Лыткина О.И. Типология топосных сверхтекстов в русской языковой картине мира // Вестн. ННГУ. 2010. № 4. С. 607-610.
33. Люсый А.П. География текстуальной революции: междисциплинарные исследования локальных текстов культуры // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2014. № 1. С. 214-236.
34. Люсый А.П. Крымский текст русской литературы: история и современность // Вестн. Моск. гос. лингвистич. ун-та. Гуманитарные науки. 2016. № 11 (750). С. 161-171.
35. Максаковский В.П. Литературная география: географические образы в русской художественной литературе: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2006. 405 с.
36. Марина Цветаева - Борис Пастернак. Души начинают видеть. Письма 1922-1936 годов. М.: Вагриус, 2004. 717 с.
37. Морозова М.М. Зарубежная литературная география: основные направления исследований // Вестн. Моск. ун-та. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 2. С. 150-156.
38. Морозова М.М. Литературная география в XXI веке: новые подходы и возможности // Культура и цивилизация. 2021. Т. 11. № 3-1. С. 163-171.
39. Нерлер П.М. Лирический поэт и Гражданская война: Осип Мандельштам на Украине и в Крыму в 1919-1920 гг. // Текст и традиция. 2020. Т. 8. С. 281-324.
40. Никанорова Е.В. Географический и туристский образы территории // География и туризм. 2008. С. 27-38.
41. Новикова М.А. Мандельштам. Мир. Крым (об одном крымском стихотворении О. Мандельштама) // Вопросы русской литературы. 2012. № 23 (80). С. 229-240.
42. Новикова М.А., Казарин В.П. Фауст и Крым (об одном крымском стихотворении И. Бродского) // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2010. № 2. С. 214-225.
43. Парамонова Т.А. Система индивидуально-авторских локусов как механизм создания сверхтекстового единства прозы А.С. Грина (на примере функционирования локусов “Лисс” и “Зурбаган”) // Изв. Самарского науч. центра РАН. 2008. Т. 10. № 6-1. С. 279-287.
44. Силард Л. Таврида Мандельштама // Крымский текст в русской культуре: матер. Международ. науч. конф. (СПб., 4-6 сентября 2006 г.). СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2008. С. 168-189.
45. Таймазова Л.Л. Киммерия в поэтическом восприятии М. Волошина // Ученые записки Крым. фед. унта имени В.И. Вернадского. Филологические науки. 2015. Т. 1. № 4. С. 80-87.
46. Травкин С.В. Магическая реальность фэнтезийного мира: к вопросу о жанрообразующих признаках романа фэнтези // Вестн. Моск. гос. лингвистич. ун-та. Гуманитарные науки. 2017. № 6 (777). С. 298-307.
47. Хропов А.Г. Творчество А.И. Куприна как объект исследований литературной географии // Вопросы географии. 2020. № 151. С. 111-159.
48. Шевчук В.Г. Художественное пространство авангарда: крымский текст // Ученые записки Крымского фед. ун-та имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2015. Т. 1. № 3. С. 172-182.
49. Шёнле А. Подлинность и вымысел в авторском самосознании русской литературы путешествий. 1790-1840. СПб.: Академический проект, 2004. 271 с.
50. Cooper D., Gregory I.N. Mapping the English Lake District: a literary GIS // Transactions of the Institute of British Geographers. 2011. Vol. 36. P. 89-108.
51. Hones S. Literary Geographies: Narrative Space in Let the Great World Spin. Basingstoke: Palgrave MacMillan, 2014. 215 p.
52. Lavrenova O. Spaces and Meanings: Semantics of the Cultural Landscape. Numanities - Arts and Humanities in Progress. Cham: Springer, 2019. Vol. 8. https://doi.org/10.1007/978-3-030-15168-3_6
53. Lavrenova O. “Holy Islands” in the Cultural Landscape of Russia // Lexia. Rivista di semiotica. 2020. Vol. 35-36. P. 353-370. https://doi.org/10.4399/978882553853319
54. Moretti F. Atlas of the European Novel 1800-1900. London: Verso, 1998. 206 p.
55. MacLeod N., Hayes D., Slater A. Reading the Landscape: The Development of a Typology of Literary Trails that Incorporate an Experiential Design Perspective //J. of Hospitality Marketing & Management. 2009. Vol. 18. № 2-3. P. 154-172. https://doi.org/10.1080/19368620802590183
56. Noble A.G., Dhussa R. Image and Substance: A Review of Literary Geography // J. of Cultural Geography. 1990. Vol. 10 (2). P. 49-65.
57. Oborina M. Набросок об античности как контексте прочтения (на примере Феодосии Мандельштама) // Modemites russes. 2015. Т. 15. № 1. С. 203-212.
58. Pocock D.C.D. Geography and literature // Progress in Human Geography. 1988. Vol. 12 (1). Р. 87-102.
59. Zamyatin D. Daemon loci: The formation of river images in Russian mental worlds // Meanings and Values of Water in Russian Culture / J. Costlow, A. Rosen-holm (Eds.). London: Routledge, 2016. P. 65-78.
Рецензия
Для цитирования:
Замятин Д.Н. Литературная география и проблема формирования геокультурных текстов (на примере черноморских текстов русской литературы). Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2024;88(2):244-256. https://doi.org/10.31857/S2587556624020113. EDN: DSIHUD
For citation:
Zamyatin D.N. Literary Geography and the Problem of the Formation of Geo-Cultural Texts (Using the Example of the Black Sea Texts of Russian Literature). Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2024;88(2):244-256. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S2587556624020113. EDN: DSIHUD