Preview
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Типы сетевого поведения пользователей “ВКонтакте” в городах Вологодской области

https://doi.org/10.31857/S2587556624040106

EDN: RPEKUO

Аннотация

Данные социальных сетей используются специалистами гуманитарных наук для анализа общества уже более десяти лет, однако потенциал этого источника еще не раскрыт до конца. Работа выполнена на основе открытых данных пользователей социальной сети “ВКонтакте”, проживающих в городах Вологодской области. Эти данные – отличный материал для социологических и общественно-географических исследований. Информация собрана с использованием API “ВКонтакте”. Разработана методика очистки данных от фейковых пользователей. Предложена комплексная характеристика пользователя, отражающая его вкусы и интересы по набору сообществ, на которые он подписан. Группа пользователей, склонная подписываться на определенный набор сообществ, названа типом сетевого поведения. Они были выделены с помощью разработанной методики кластеризации графа пользователей и сообществ, в основе которой лежит силовая укладка графа алгоритмом OpenOrd. Одиннадцать полученных типов сетевого поведения можно разделить на две группы: половозрастные и специализированные типы. Сообщества половозрастных типов не имеют основной темы, отличаются большим числом пользователей, важную роль в них играют юмористические ресурсы. Сообщества специализированных типов объединены одной или двумя основными темами, там на порядок меньше пользователей, мало юмористических сообществ. Структура половозрастных кластеров города в Вологодской области зависит от его людности. На структуру специализированных кластеров кроме людности влияет состав экономики города. Разнообразие типов сетевого поведения города прямо пропорционально численности населения города, при этом у городов с сопоставимой людностью, разнообразие связано с ролью сферы услуг в местной экономике.

Об авторе

Н. А. Синицын
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет
Россия

Москва



Список литературы

1. Волков Д., Гончаров С. Российский медиа-ландшафт: телевидение, пресса, интернет. М., 2014. 15 с.

2. Волков Д., Гончаров С. Российский медиа-ландшафт 2019: телевидение, пресса, интернет и социальные сети. М., 2019. 21 с.

3. Замятина Н.Ю. Метод изучения миграций молодежи по данным социальных интернет-сетей: Томский государственный университет как “центр производства и распределения” человеческого капитала (по данным социальной интернет-сети “ВКонтакте”) // Региональные исследования. 2012. № 2. С. 15–28.

4. Замятина Н.Ю., Яшунский А.Д. Виртуальная география виртуального населения // Мониторинг об-щественного мнения: Экономические и социальные переменены. 2018. № 1. С. 117–137.

5. Ивлиева О.Д., Яшунский А.Д. Виртуальная урбанизация // Городские исследования и практики. 2016. № 4. С. 26–36.

6. Смирнов И.П., Смирнова А.А. Активность населения как ресурс развития городов Тверской области: опыт оценки по данным сети “ВКонтакте” // Вестн. Тверского гос. ун-та. Серия: экономика и управление. 2019. № 4 (48). С. 108–116.

7. Смирнов И.П., Виноградов Д.М., Алексеев А.И. К Москве или к Санкт-Петербургу? Тяготение населения Тверской области по данным сети “ВКонтакте” // Изв. РГО. 2019. Т. 151. № 6. C. 69–80.

8. Соколов М.М., Соколова Н.А., Сафонова М.А. Статусные культуры, биографические циклы и поколенческие изменения в литературных вкусах. Анализ полной базы данных читательских абонементов петербургских библиотек за 2014 год // Журн. социологии и социальной антропологии. 2016. № 3. С. 116–135.

9. Суслов С.И. Сетевой анализ общественно-политических онлайн-сообществ Петербурга в социальной сети “ВКонтакте”: создание карты и кластеризация // Вестн. СПбГУ. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2016а. № 4. С. 69–87.

10. Суслов С.И. Сетевой анализ смежности аудиторий политических онлайн-сообществ Санкт-Петербурга в социальной сети “ВКонтакте” // Современная наука и инновации. 2016б. № 2 (14). C. 196–207.

11. Хлопотов М.В., Старцева Н.В., Макаренко А.А. Исследование кластеров кинолюбителей и их тематических сообществ в социальных сетях // Вестн. Евразийской науки. 2019. № 2. C. 1–11.

12. Чекмышев О.А., Яшунский А.Д. Извлечение и использование данных из электронных социальных сетей // Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша. 2014. № 62. С. 3–16.

13. Bourdieu P. Distinction: The Social Critique of the Judgment of Taste. London: Routledge, 1984. 604 p.

14. Etling B., Alexanyan K., Kelly J., Farris R., Palfrey J., Gasser U. Public Discourse in the Russian Blogosphere: Mapping RuNet Politics and Mobilization // Berkman Center Research Publication. 2010. Vol. 11. P. 1–46.

15. Etling B., Faris R., Palfrey J., Gasser U., Kelly J., Alexanyan K., Barash V. Mapping Russian Twitter // Berkman Center Research Publication. 2012. Vol. 3. P. 1–16.

16. Heckert A., Heckert D.M. A new typology of deviance: integrating normative and reactivist definitions of deviance // Deviant Behavior. 2002. Vol. 23. № 5. P. 449–479.

17. Martin S., Brown W., Klavans R., Boyack K. OpenOrd: An Open-Source Toolbox for Large Graph Layout. In: Visualization and Data Analysis 2011 / P.C. Wong, J. Park, M.C. Hao, C. Chens, K. Börner, D.L. Kao, J.C. Robert (Eds.). 2011. Vol. 7868.

18. Peterson R.A. Understanding audience segmentation. From elite to mass and from snob to omnivore // Poetics. 1992. Vol. 21. № (4). P. 243–258.

19. Shannon C.E. A Mathematical Theory of Communication // Bell System Technical J. 1948. Vol. 27. № 3. P. 379–423.


Рецензия

Для цитирования:


Синицын Н.А. Типы сетевого поведения пользователей “ВКонтакте” в городах Вологодской области. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2024;88(4):583-596. https://doi.org/10.31857/S2587556624040106. EDN: RPEKUO

For citation:


Sinitsyn N.A. Types of Network Behavior of Users of Social Network “VKontakte” in the Cities of Vologda Oblast. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2024;88(4):583-596. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S2587556624040106. EDN: RPEKUO

Просмотров: 106


ISSN 2587-5566 (Print)
ISSN 2658-6975 (Online)