Preview

Известия Российской академии наук. Серия географическая

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Пространственное развитие рынка складской недвижимости Московской агломерации в постсоветский период

https://doi.org/10.31857/S2587556624050043

Аннотация

Статья посвящена определению территориальной проекции развития рынка складской недвижимости в постсоветский период на примере Московской агломерации и сопредельных регионов.

Московский регион обладает самой масштабной и территориально рассредоточенной складской сетью, а на фоне рекордного спроса на складскую недвижимость и роста региональных складских сетей необходима систематизация логики развития рынка для оценки дальнейших перспектив. Анализ проведен с помощью статистических и картографических методов на данных консалтинговых компаний IBC Real Estate, NF Group о ключевых индикаторах развития рынка и о складских объектах. Для восстановления рядов данных использован также метод экспертных интервью. Выделено 4 этапа пространственного развития рынка: зарождение, формирование, стабилизация, насыщение. На первом этапе активность рынка сконцентрирована преимущественно в ядре агломерации и на субпериферии между МКАД и ЦКАД (вблизи экспортно-импортных терминалов), на втором этапе – смещается в субпериферию вдоль ключевых автомагистралей, ядро становится второстепенным рынком. На третьем этапе активность сохраняется в субпериферии, расширяется в сектора между магистралями, а также смещается далее на периферию за ЦКАД (самые привлекательные территории – пересечения ЦКАД и магистральных шоссе), на финальном этапе активность будет смещаться на периферию, в ядре агломерации будет происходить редевелопмент устаревших фондов. На каждом этапе спрос и новое строительство также смещаются в сопредельные регионы, которые находятся на разных этапах развития: быстрее развиваются регионы, использующие внешние агломерационные эффекты (близость к Московской агломерации – Тверская и Калужская области) или внутренние агломерационные эффекты (внутренний потребительский спрос – Ярославская область). Наступление этапа насыщения в Московской агломерации затормозил рост онлайн-ритейла в связи с трансформацией моделей потребления после пандемии COVID-19, который вернул спрос на складскую недвижимость не только в субпериферию, но и в ядро агломерации.

Об авторе

М. А. Макушин
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Географический факультет.

Москва



Список литературы

1. Аксёнов К.Э., Красковская О.В., Ренни Ф.М. Пространственная организация новых форм онлайнторговли продуктами питания и готовой едой в крупном российском городе // Балтийский регион. 2022. Т. 14. № 3. С. 28–48. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2022-3-2

2. Аксенов К.Э. Эволюция типов шопинга и пространственная организация розничной тор говли в постсоветском метрополисе // Изв. РГО. 2016. Т. 148. № 6. С. 39–56.

3. Антонов Е.В., Махрова А.Г. Крупнейшие город ские агломерации и формы расселения надагломерационного уровня в России // Изв. РАН. Сер. геогр. 2019. № 4. С. 31–45.

4. Антонов Е.В., Куричев Н.К., Трейвиш А.И. Исследования городской системы и агломераций в России // Изв. РАН. Сер. геогр. 2022. Т. 86. № 3. С. 310–331.

5. Антонов Е.В. Рынки труда городских агломераций в России // Региональные исследования. 2020. Т. 2. № 68. С. 88–100.

6. Бабкин Р.А., Медведникова Д.М. Пространственные особенности инвестиционной активности Московской метрополии // Геогр. вестн. 2023. Т. 3. № 66. С. 64–82.

7. Бабурин В.Л., Горлов В.Н., Шувалов В.Е. Роль и основные функции внешней зоны в территориальной структуре Московского региона // Вестн. Моск. ун-та. Серия 5. География. 1988. № 4. С. 24–30.

8. Бабурин В.Л., Горлов В.Н., Шувалов В.Е. Совершенствование территориальной структу ры Московского региона. Экономико-географические аспекты // Вестн. Моск. ун-та. Серия 5. География. 1985. № 1. С. 26–31.

9. Грицай О.В., Иоффе Г.В., Трейвиш А.И. Центр и периферия в региональном развитии. М.: ФГУП АНИППКЦ Наука, 1991. 168 с.

10. Домнина С.В., Левина Т.В. Транспортно-логистическая система Московской агломерации: анализ состоя ния и перспективы развития // Логистика и управление цепями поставок. 2017. № 5. С. 51–70.

11. Дыбская В.В. Логистика складирования: учеб. М.– Вологда: Инфра-Инженерия, 2021. 796 с.

12. Дыбская В.В., Сергеев В.И. Логистика в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. В.И. Сергеева. М.: Юрайт, 2019. 317 с.

13. Макушин М.А., Горячко М.Д. Географические законо мерности развития рынка складской недвижимости в Московской агломерации // Региональные исследования. 2022. № 1. С. 17–30. https://doi.org/10.5922/1994-5280-2022-1-2

14. Макушин М.А., Черепанова Е.А. Корпоративные стратегии пространственного развития складской недвижимости ритейлеров в Московской агломерации // Вестн. Санкт-Петербург. ун-та. Нау ки о Земле. 2024. Т. 69. № 3. https://doi.org/10.21638/spbu07.2024.302

15. Махрова А.Г., Бабкин Р.А. Методические подходы к делимитации границ Московской агломерации на основе данных сотовых операторов // Региональные исследования. 2019. № 2 (64). С. 48–57.

16. Махрова А.Г., Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Московская область: территориальная структура постсоветских трансформаций // Изв. РАН. Сер. геогр. 2023. Т. 87. № 8. С. 1207–1223. https://doi.org/10.31857/S2587556623080113

17. Махрова А.Г. Особенности стадиального развития Московской агломерации // Вестн. Моск. ун-та. Серия 5. География. 2014. № 4. С. 10–16.

18. Прокофьева Т.А. Проектирование и организация региональных транспортно-логистических систем. М.: Изд-во РАГС при Президенте РФ, 2009. 412 с.

19. Прокофьева Т.А., Карнаухов С.Б., Архипов А.П. Развитие логистической инфраструктуры в московском транспортном узле // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 4. С. 70–83.

20. Dablanc L., Ogilvie S., Goodchild A. Logistics sprawl: differential warehousing development patterns in Los Angeles, California, and Seattle, Washington // Transportation Research Record. 2014. Vol. 2410. № 1. P. 105–112. https://doi.org/10.3141/2410-12

21. Durmuş A., Turk S.S. Factors influencing location selection of warehouses at the intra-urban level: Istanbul case // European Planning Studies. 2014. № 22 (2). P. 268–292.

22. Friedmann J. Regional development policy: a case study of Venezuela. 1966. 279 p.

23. Fujita M., Krugman P.R., Venables A. The spatial economy: Cities, regions, and international trade. MIT press, 1999. 382 p.

24. Gingerich K., Maoh H. The role of airport proximity on warehouse location and associated truck trips: evidence from Toronto, Ontario // J. of Transport Geography. 2019. № 74. P. 97–109.

25. Glasmeier A.K., Kibler J. Power shift: the rising control of distributors and retailers in the supply chain for manufactured goods // Urban Geography. 1996. Vol. 17. № 8. P. 740–757. https://doi.org/10.2747/0272-3638.17.8.740

26. Hagino Y., Endo K. A potential analysis of distribution facilities locations using discrete choice modeling in Tokyo Metropolitan Region // Infrastructure Planning Review. 2007. № 24. P. 103–110.

27. Heitz A., Dablanc L., Olsson J., Sanchez-Diaz I., Woxenius J. Spatial patterns of logistics facilities in Gothenburg, Sweden // J. of Transport Geography. 2020. Vol. 88. Art. 102191. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2018.03.005

28. Heitz A., Launay P., Beziat A. Rethinking data collection on logistics facilities: new approach for determining the number and spatial distribution of warehouses and terminals in metropolitan areas // Transportation Research Record: J. of the Transportation Research Board. 2017. № 2609. P. 67–76.

29. Kirby-Hawkins E., Birkin M., Clarke G. An investigation into the geography of corporate e-commerce sales in the UK grocery market // Environment and Planning B: Urban Analytics and City Science. 2019.

30. Vol. 6. № 46. P. 1148–1164. https://doi.org/10.1177/2399808318755147 Makhrova A.G. The Moscow capital region: An example of accelerated development // Reg. Res. of Rus. 2022. Vol. 12. № 1. Suppl. 1. P. S105–S122.

31. Mariotti I. Transport and Logistics in a globalizing world. A focus on Italy. Springer Verlag, 2015. 100 p.

32. Mokhele M., Mokhele T. Spatial Configuration of Logistics Firms Relative to Cape Town International Airport, South Africa // Logistics. 2022. Vol. 6. № 3. Art. 49. https://doi.org/10.3390/logistics6030049

33. Rivera L., Sheffi Y., Welsch R. Logistics agglomeration in the US // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2014. Vol. 59. P. 222–238. https://doi.org/10.1016/j.tra.2013.11.009

34. Sakai T., Beziat A., Heitz A. Location factors for logistics facilities: Location choice modeling considering activity categories // J. of Transport Geography. 2020. Vol. 85. Art. 102710. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2020.102710

35. Saskiaa S., Marei N., Blanquart C. Innovations in e-grocery and Logistics Solutions for Cities // Transportation Research Procedia. 2016. № 12. P. 825–835. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2016.02.035

36. Sun B., Li H., Zhao Q. Logistics agglomeration and logistics productivity in the USA // The Annals of Regional Science. 2018. Vol. 61. № 2. P. 273–293. https://doi.org/10.1007/s00168-018-0867-4

37. Zubarevich N.V. Concentration of the population and the economy in the capitals of post-soviet countries // Reg. Res. of Rus. 2018. Vol. 8. № 2. P. 141–150.


Рецензия

Для цитирования:


Макушин М.А. Пространственное развитие рынка складской недвижимости Московской агломерации в постсоветский период. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2024;88(5):657-670. https://doi.org/10.31857/S2587556624050043

For citation:


Makushin M.A. Post-Soviet Dynamics of Spatial Development of Warehouse Real Estate Market in Moscow Urban Agglomeration. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2024;88(5):657-670. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S2587556624050043

Просмотров: 54


ISSN 2587-5566 (Print)
ISSN 2658-6975 (Online)