ЭТНИЧЕСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
https://doi.org/10.15356/0373-2444-2016-5-119-128
Аннотация
Рассмотрены и обсуждены терминологические основы и смысловое наполнение понятий этническая ментальность и традиционное природопользование. Автор полагает, что этническая ментальность, как всякое порождение этнической традиции, глубоко архетипична и наполнена сакральным содержанием. Показано, что как этническая ментальность является фактором развития традиционного природопользования, так в равной степени и традиционное природопользование есть одна из ведущих причин эволюции ментальности этносов. Обсуждены системные характеристики и элементный состав этнической ментальности и традиционного природопользования. Автор считает, что этническая ментальность и традиционное природопользование – это две ипостаси общения человека и природы и вместе с тем порождения этого общения. Этническая ментальность создает условия эстетического, этического, духовного вхождения человека в природу, воссоединения с ней. Традиционное же природопользование – это исторически сложившиеся и выверенные взаимоотношения между обществом и географической средой, в результате которых образуется не только материальный, но и духовный мир месторазвития этнических сообществ, в котором географическая среда является не только сферой развития всех форм их пространственной организации и источником необходимых для жизни природных ресурсов, но и во многом определяет тип хозяйства, привычки и обычаи людей. Сделан вывод, что экологическая этика настоящего и будущего должна базироваться на изначально природоохранной традиционной этнической ментальности и на рациональном природопользовании, основу которого должно составлять исторически сложившееся и выверенное традиционное природопользование.
Список литературы
1. Арманд А. Д., Бубнова А. Р., Кайданова О. В. Ментальность как фактор природопользования. М.: ГЕОС, 2013. 158 с.
2. Бабаянц В. В. Межкультурное общение: некоторые аспекты коммуникативных барьеров // Научные труды СевКавГТУ: Сер. Гуманитарные науки. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2003. Вып. 8. С. 180–184.
3. Большой энциклопедический словарь. http://dic.academic.ru
4. Бубнова А. Р. Самоорганизация традиционного сельского этнокультурного ландшафта Среднего Поволжья. Автореф. дис. … канд. геогр. наук. М.: ИГ РАН, 2007. 23 с.
5. Гармаев А. Нравственная психология и педагогика. Сел. Решма. Иванов. обл.: Изд-во. Макариев-Решемской Обители, 1999. Вып. 49. 145 с.
6. Громыко М. М. Место сельской (территориальной, соседской) общины в социальном механизме формирования, хранения и изменения традиции // Сов. этнография. 1984. № 5. С. 70–80.
7. Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. 544 с.
8. Гуревич А. Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. № 1. С. 56–70.
9. Додонов Р. А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. Запорожье: РА Тандем-У, 1998. 205 с.
10. Калуцков В. Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения: Учебн. пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2000. 96 с.
11. Клоков К. Б. Традиционное природопользование народов Севера: концепция сохранения и развития в современных условиях // Этногеографические и этноэкологические исследования. СПб: Изд-во НИИ Географии СПбГУ – ИПЭЭ РАН – ЦСБГЗ, 1997. Вып. 5. 44 с.
12. Кондрашов В. А. Новейший философский словарь. Ростов н /Д.: Феникс, 2005. 668 с.
13. Крупник И. И. Арктическая этноэкология. М.: Наука, 1989. 272 с.
14. Лурье С. В. Историческая этнология. М.: АспектПресс, 1997. 445 с.
15. Маретин Ю. В. Опыт стадиально-генетической типологии общины // Проблемы аграрной истории (с древнейших времен до XVIII в.). Ч. I. Минск: Университетское, 1978. С. 110–118.
16. Ракитянский В. Аксиоматика традиционализма. 2004. http//prometa.ru/projects/
17. Савицкий П. Н. Степь и оседлость // На путях. Кн. 2. Берлин: Евразийское изд-во, 1922. С. 341–356.
18. Словарь бизнес-терминов. http://dic.academic.ru
19. Словарь по экономике и финансам. http://slovari.yandex.ru
20. Соколова З. П. Культ животных в религиях. М.: Наука, 1972. 216 с.
21. Старковский В. Оправдание веры. http://azbyka.ru
22. Топоров В. Н. Эней – человек судьбы. М.: Радикс, 1993. 208 с.
23. Урманцев Ю. А. Начала общей теории систем // Системный анализ и научное знание. М.: Наука, 1978. Т. 39. С. 7–41.
24. Федер Е. Фракталы. М.: Мир, 1991. 254 с.
25. Фокина О. В. Некоторые методологические проблемы исторической психологии. Историческое познание: традиции и новации. // Тез. Междунар. теорет. конф. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1993. Ч. 2. С. 238.
26. Хиценко В. Е. Самоорганизация систем: становление теории, основные результаты и проблемы // Самоорганизация и динамика геоморфосистем / Матлы XXVII Пленума Геоморф. комис. РАН. Томск: Изд-во Ин-та Оптики атмосферы СО РАН, 2003.С. 19–24.
27. Чернявская Ю. В. Народная культура и национальные традиции. Мінск: Харвест, 1998. 172 с.
28. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1994. 144 с.
29. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс СП “ИВО–СиД”, 1991. 304 с.
30. Ямсков А. Н. Критерии традиционности современной хозяйственной деятельности коренных народов Крайнего Севера // IX Конгресс этнографов и антропологов России: Тез. докл. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2011. С. 271.
Рецензия
Для цитирования:
Бубнова А.Р. ЭТНИЧЕСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2016;(5):119-128. https://doi.org/10.15356/0373-2444-2016-5-119-128
For citation:
Bubnova A.R. ETHNICAL MENTALITY AND NATURAL RESOURCE USE. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2016;(5):119-128. (In Russ.) https://doi.org/10.15356/0373-2444-2016-5-119-128