Preview

Известия Российской академии наук. Серия географическая

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИФФУЗИИ ИННОВАЦИЙ И  ТИПОЛОГИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СОТОВОЙ СВЯЗИ

https://doi.org/10.7868/S0373244417100024

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена моделированию процессов пространственного распространения нового продукта на примере сотовой связи. В работе дан обзор основных моделей диффузии инноваций. В зависимости от механизма передачи сведений о новом продукте в сообществе выделяются две группы потребителей: новаторы и имитаторы. Показано, что первый этап пространственной диффузии характеризуется локализацией процессов в регионах с высокой долей новаторов, в частности с крупными агломерациями, на более поздних этапах преобладают имитационные механизмы. Анализ данных о проникновении сотовой связи в России в 2000-е годы подтверждает основные теоретические закономерности. В  работе описана методика моделирования указанных процессов, основанная на оценке параметров модифицированной модели Басса. Разработаны критерии выбора параметров модели на примере регионов России. Выявлены типы регионов по соотношению новаторов и имитаторов в региональных сообществах. Большинство новаторов сосредоточены в крупнейших агломерациях страны, в столичных регионах находится более 50% первичных пользователей сотовой связью в 1999 г. Высокой инновативностью также обладают приморские и приграничные регионы (около 7% пользователей). К отстающим, с незначительным числом новаторов относятся преимущественно наименее развитые регионы с аграрной специализацией и высокими коммуникационными барьерами. Предложенная методика может применяться для исследования и прогнозирования процессов распространения иных инноваций, а разработанная типология может быть полезна для оценки мер региональной политики по внедрению новых технологий, законодательных норм и т.п.

Об авторах

С. П. Земцов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Москва;

географический факультет, Москва



В. Л. Бабурин
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

географический факультет, 

Москва



Список литературы

1. Бабурин В.Л. Инновационные циклы в российской экономике. М.: Едиториал УРСС, 2002. 120 с.

2. Бабурин В.Л., Земцов С.П. Регионы-новаторы и инновационная периферия России. Исследование диффузии инноваций на примере ИКТ-продуктов // Региональные исследования. 2014. № 3 (45). С. 27–37.

3. Блануца В.И. Пространственная диффузия нововведений: сфера неопределенности и сетевая модель // Региональные исследования. 2015. № 3 (49). С. 4–12.

4. Леснова Ю.В. География развития сотовой связи России: дисс. … канд. геогр. наук: 25.00.24. М., 2004. 209 c.

5. Нагирная А.В. Информационная революция и вопросы географии связи // География и природные ресурсы. 2014. № 1. С. 5–12.

6. Нагирная А.В. Глобальные закономерности распространения информационно-коммуникационных технологий // Изв. РАН. Сер. геогр. 2013. № 5. С. 30–40.

7. Рачинский А.А. Распространение мобильной связи в России // Прикладная эконометрика. 2010. № 2 (18). С. 111–122.

8. Baburin V. and Zemtsov S. Diffusion of Innovation and ‘Five Russias’. Uddevalla Symposium, 2014. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2594167 (15.09.2015).

9. Bass F. A new product growth model for consumer durables // Management Science. 1969. 15 (5). P. 215–227.

10. Brown L. Innovation diffusion: a new perspective. New York: Methuen, 1981. 368 p.

11. Comin D., Hobijn B., and Rovito E. Five facts you need to know about technology diffusion // National Bureau of Economic Research. 2006. № w11928.

12. Griliches Z. Hybrid Corn: An Exploration in the Economics of Technological Change // Econometrica. 1957. № 25. P. 501–522.

13. Hagerstrand T. Innovation Diffusion as a Spatial Process. Chicago, 1967. 334 p.

14. Mahajan V. and Peterson R. Models for Innovation Diffusion (Quantitative Applications in the Social Sciences). Sage University Paper, 1985. 87 p.

15. Mansfield E. Technical Change and the Rate of Imitation // Econometrica. 1961. № 29. P. 741–766.

16. Meade N. and Islam T. Modelling and forecasting the diffusion of innovation – a 25-year review // International Journal of Forecasting. 2006. № 22. P. 514–545.

17. Morrill R. The spatial organization of society. Belmont: Wadswoth Publishing company, 1970. 251 p.

18. Rogers E. Diffusion of Innovations. New York: Free Press, 2002 (5th ed.). 576 p.

19. Russel T. Comments on “The relationship between diffusion rates, experience curves and demand elasticities for consumer durable technological innovations” // J. of Business. 1980. № 53 (3). P. 69–73.

20. Van den Bulte C. and Stremersch S. Social contagion and income heterogeneity in new product diffusion: A meta-analytic test // Markting Science. 2004. № 23. P. 530–544.

21. Wareham J., Levy A., and Cousins K. Wireless Diffusion and Mobile Computing: Implications for the Digital Divide // ECIS2002 Proceedings. Paper 62. 2002. P. 1308–1319.


Для цитирования:


Земцов С.П., Бабурин В.Л. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИФФУЗИИ ИННОВАЦИЙ И  ТИПОЛОГИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СОТОВОЙ СВЯЗИ. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2017;(4):17-30. https://doi.org/10.7868/S0373244417100024

For citation:


Zemtsov S.P., Baburin V.L. MODELING OF DIFFUSION OF INNOVATION AND TYPOLOGY OF RUSSIAN REGIONS: A CASE STUDY OF CELLULAR COMMUNICATION. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2017;(4):17-30. (In Russ.) https://doi.org/10.7868/S0373244417100024

Просмотров: 125


ISSN 2587-5566 (Print)
ISSN 2658-6975 (Online)