Редакционная статья
Территориальная организация общества
На фоне глобализации многие исследователи и наблюдатели склонны утверждать, что международная торговля становится все более глобальной. В реальности это не так. Данная статья устанавливает критерии – доля региональной торговли и уровень соответствия географической структуры экспорта региона (или страны) географической структуре мирового импорта – которые позволят выяснить, действительно ли международную торговлю сегодня можно характеризовать как подлинно глобальную.
Результаты исследования показывают, что многие страны более склонны вести торговую деятельность с региональными партнерами, а не с государствами из других регионов. Кроме того, статья рассматривает особенности географической структуры международной торговли товарами разных продуктовых групп и показывает, что для сырья и топлива характерна межрегиональная торговля, в то время как готовым изделиям и полуфабрикатам более свойственен региональный обмен.
В связи с тем, что внутриотраслевая торговля является одной из важнейших черт современного этапа глобализации, настоящая статья рассматривает международный обмен продукцией автомобильной отрасли, бытовой и офисной электроникой, одеждой и мебелью в качестве примеров подобных взаимодействий. В результате расчетов было установлено, что внутриотраслевая торговля более свойственна технологически сложным отраслям, в то время как межотраслевой обмен более характерен для трудоемких отраслей.
В заключении статьи приводится классификация стран по характеру географической структуры их экспорта. В ней показано, что сегодня внешняя торговля лишь небольшого числа стран может быть охарактеризована как подлинно глобальная.
Теория и социальные функции географии
Природные процессы и динамика геосистем
Эволюция природных систем
Региональные географические проблемы
История географической науки
ISSN 2658-6975 (Online)