Preview

Известия Российской академии наук. Серия географическая

Расширенный поиск

Оценка природно-климатических условий района строительства железной дороги Элегест–Кызыл–Курагино

https://doi.org/10.31857/S2587556620050155

Аннотация

Представлена комплексная оценка природно-климатических условий района строительства железнодорожной линии Элегест−Кызыл−Курагино, которое является важным социальноэкономическим проектом, нацеленным на освоение ресурсов Республики Тыва и повышения уровня ее связности с другими российскими регионами и сопредельными странами. Оценка сложных природно-климатических условий исследуемого района необходима для грамотного строительства и успешной эксплуатации дороги. Рассмотрены такие климатические параметры, как абсолютные максимумы и минимумы температуры воздуха, аномальные суммы осадков и скорость ветра, максимальные мощности снежного покрова, а также геоморфологические явления и процессы. На основе сопоставления и анализа различных картографических и других материалов построена схема районирования зоны строительства по вероятности и интенсивности проявления опасных природных процессов и явлений – климатических аномалий, сейсмичности, лавиноопасности и других склоновых процессов.

Об авторах

М. В. Сыромятина
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия
Санкт-Петербург


Ю. Н. Курочкин
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия
Санкт-Петербург


А. А. Михеева
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия
Санкт-Петербург


К. А. Морачевская
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия
Санкт-Петербург


М. В. Андреева
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия
Санкт-Петербург


К. В. Чистяков
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия
Санкт-Петербург


Список литературы

1. Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций. Российская Федерация Сибирский федеральный округ. М.: ИПЦ Дизайн. Информация. Картография, 2009. 382 с.

2. Атлас снежно-ледовых ресурсов мира / Под ред. В.М. Котлякова. М.: Российская академия наук, 1997. 392 с.

3. Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации – Мировой центр данных (ВНИИГМИ-МЦД). http://meteo.ru/ (дата обращения 06.02.2019).

4. Гвоздецкий Н.А., Михайлов Н.И. Физическая география СССР. Азиатская часть. М.: Мысль, 1970. 543 с.

5. Дабиев Д.Ф. Экономическая оценка проекта строительства международной железной дороги Кызыл-Урумчи // Фундаментальные исследования. 2016. № 8. С. 320–326.

6. Дабиев Д.Ф., Лебедев В.И. Экономическая оценка возможностей и перспектив развития южного макрорайона Республики Тува // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). М.: ООО Издательский дом “Наука”, 2012. № 11. С. 106–111.

7. Дюнин А.К. Экологическое проектирование железных дорог в сложных природных условиях. Ч. 1. Новосибирск: Сибирский гос. ун-т путей сообщения, 2003. 184 с.

8. Еманов А.Ф., Еманов А.А., Лескова Е.В., Фатеев А.В., Подкорытова В.Г. Тувинские землетрясения 27.12.2011 г. с М = 6.6 и 26.02.2012 г. с М = 6.7 / Землетрясения России в 2011 г. Обнинск: ГС РАН, 2013. С. 88–93.

9. Зябриков В.А., Кобышева Н.В., Циркунов В.С. Климат и железнодорожный транспорт. М.: Метеоагентство Росгидромета, 2000. 185 с.

10. Иванов Е.И., Иванов И.А. Лавинная опасность участков новой железнодорожной линии ЭлегестКызыл-Курагино // Безопасность регионов – основа устойчивого развития: Материалы четвертой международ. науч.-практ. конф. (Иркутск, 22–26 сентября 2014). Иркутск: Изд. Иркутск, ИрГУПС, 2014. С. 321–326.

11. Институт истории материальной культуры РАН. http://www.archeo.ru (дата обращения 10.10.2019).

12. Информационная сводка о проявлениях экзогенных процессов на территории РФ за II квартал 2015 г. М.: ФГУГП “Гидроспецгеология”, 2015. 58 с.

13. Карта современных геологических процессов и условий их развития на территории СССР. Масштаб 1 : 7 500 000 / Атлас гидрогеологических и инженерно-гидрогеологических карт СССР. 1983.

14. Лебедев В.И., Дабиев Д.Ф. Возможности и перспективы строительства тувинско-монгольской магистрали // Экономический анализ: теория и практика. М.: ООО “Издательский дом Финансы и кредит”, 2014. № 26 (377). С. 39–46.

15. Перетокин С.А., Симонов К.В. Уточнение исходной сейсмичности на примере трассы железной дороги “Кызыл–Курагино” // Проблемы мониторинга окружающей среды: Сб. трудов XI всерос. конф. с участием иностранных ученых (ЕМ-2011). (Кемерово, 24–28 октября 2011). Кемерово: КемГУ, 2011. С. 221–227.

16. Погода и климат. http://www.pogodaiklimat.ru/archive.php (дата обращения 05.02.2019).

17. Подвербный В.А., Курочкин В.А., Благоразумов И.В., Филатов Е.В. Проблемы и перспективы развития линии Кызыл–Курагино // Безопасность регионов – основа устойчивого развития: Материалы четвертой международ. науч-практ. конф. (Иркутск, 22–26 сентябрь 2014). Иркутск: Изд-во Иркутск, ИрГУПС, 2014. С. 305–321.

18. Проектная документация на ж/д Курагино-Кызыл требует корректировки, но начать строить можно Минстрой РФ (19 октября 2018). Минтранс России. https://www.mintrans.ru/press-center/branch-news/832 (дата обращения 15.03.2019).

19. Прудников С.Г., Аюнова О.Д., Чупикова С.А. Корреляция разломно-блоковых морфоструктур и сейсмического процесса территории Тувы и Западного Саяна // Сейсмическая безопасность региона и воздействие сейсмогологических и социальноэкономических факторов на его развитие: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Кызыл, 17–18 ноября 2015). Кызыл: РИО ТувГУ, 2015. С. 68–71.

20. Расписание погоды. https://rp5.ru/ (дата обращения 08.02.2019).

21. Региональный климатический электронный справочник для обслуживания транспортной отрасти экономики по субъектам РФ: Томская, Новосибирская, Кемеровская области, Алтайский край и республика Алтай / Отчет о научно-исследовательской работе. Новосибирск: ФГБУ “СибНИГМИ”, 2013. 74 с.

22. Ресурсы поверхностных вод. Ангаро-Енисейский бассейн. Т. 16. Вып. 1. Енисей / Под ред. А.П. Муранова. Л.: Гидрометиздат, 1973. 723 с.

23. РЖД загнали Байсарова в тупик (7 февраля 2019). Метагазета. https://metagazeta.ru/business/rzhd-zagnali-bajsarova-v-tupik/ (дата обращения 15.03.2019).

24. Руководящий документ РД 52.04.563–2002. Критерии опасных гидрометеорологических явлений и подачи штормового сообщения. СПб.: Гидрометеоиздат, 2002. 28 с.

25. Севек В.К., Донгак Б.А., Донгак Ч.Г., МанчыкСат Ч.С., Севек Р.М., Оюн Ш.В. Влияние транспортной инфраструктуры на экономическое развитие приграничного региона (на примере Республики Тыва) // Экономика и предпринимательство. 2018. № 11 (100). С. 571–575.

26. Свод правил: СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-022003. М.: Минрегион России, 2012. 59 с.

27. Свод правил: СП 115.13330.2016 Геофизика опасных природных воздействий. Актуализированная редакция СНиП 22-01-95. М.: Стандартинформ, 2016. 40 с.

28. Свод правил: СП 119.13330.2012 Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95. М.: Минрегион России, 2017. 41 с.

29. Свод правил: СП 242.1325800.2017 Защита железнодорожного пути и сооружений от неблагоприятных природных явлений. Правила проектирования и строительства. М.: Минстрой, 2017. 103 с.

30. Свод правил: СП 14.13330.2018 Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81. М.: Стандартинформ, 2018. 117 с.

31. Уломов В.И. Об инженерно-сейсмологических изысканиях в строительстве // Инженерные изыскания. М.: ООО “Геомаркетинг”, 2009. № 9. С. 28–39.

32. Шорников С., Ивашкова М. Проектирование мостов железнодорожной линии Кызыл-Курагино // Институт Гипростроймост. 2010. № 4. С. 39–45.


Ключевые рисунки

1. PDF
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Скачать (4MB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Для цитирования:


Сыромятина М.В., Курочкин Ю.Н., Михеева А.А., Морачевская К.А., Андреева М.В., Чистяков К.В. Оценка природно-климатических условий района строительства железной дороги Элегест–Кызыл–Курагино. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2020;84(5):750–763. https://doi.org/10.31857/S2587556620050155

For citation:


Syromyatina M.V., Kurochkin Yu.N., Mikheeva A.A., Morachevskaya K.A., Andreeva M.V., Chistyakov K.V. Assessment of Natural and Climatic Conditions of the Elegest–Kyzyl–Kuragino Railway Construction Area. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2020;84(5):750–763. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S2587556620050155

Просмотров: 509


ISSN 2587-5566 (Print)
ISSN 2658-6975 (Online)