Моделирование морфологии междугородней сети автомобильных дорог
https://doi.org/10.31857/S2587556621010118
Аннотация
Многие аспекты функционирования транспортной сети и ее влияние на социально-экономическое развитие территории существенно зависят от ее морфологии. В частности, морфологические особенности сети лежат в основе сетевых эффектов, которые могут приводить к значительным изменениям транспортных затрат (как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения) при незначительных модификациях сети. Статья посвящена анализу факторов, наиболее значимых для морфологии междугородней транспортной сети, и математическому описанию механизмов реализации их влияния. Показано, что ключевым фактором является расположение вершин сети в пространстве, и предложено двухпараметрическое семейство моделей, позволяющих генерировать сети, близкие к реальным, только лишь на основе информации о пространственном расположении их вершин. Реализация предложенной модели продемонстрирована на примере междугородней сети автомобильных дорог Белоруссии. Для этой сети подобраны оптимальные значения параметров и показано, что полученная модель достаточно близка к исходной сети.
Ключевые слова
Об авторе
А. В. МартыненкоРоссия
Екатеринбург
Список литературы
1. Бугроменко В.Н. Транспорт в территориальных системах. М.: Наука, 1987. 112 с.
2. Лившиц В.Н., Белоусова Н.И., Бушанский С.П., Васильева Е.М., Гук С.Н. Анализ динамики технологических детерминант естественно-монопольных транспортных сетей при оптимальном их развитии // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 4. С. 138—159.
3. Мартыненко А.В. Программа Wolfram Mathematica как универсальная среда для обработки и анализа географической информации // Географический вестн. 2016. № 4. С. 129—138.
4. Мартыненко А. В., Петров М.Б. Влияние начертания транспортной сети на показатели доступности (на примере Свердловской области) // Региональные исследования. 2016. № 2. С. 21—30.
5. Панов Р.Д. Эволюция пространственной структуры сетей крупнейших метрополитенов мира // Изв. РАН. Сер. геогр. 2020. № 1. С. 20—26.
6. Селиверстов С.А. Разработка показателей транспортной обеспеченности // Изв. Петербургского ун-та путей сообщения. 2015. № 4. С. 48—63.
7. Тархов С.А. Анализ топологических дефектов сухопутной транспортной сети регионов Сибири и Дальнего Востока // Региональные исследования. 2019. № 3. С. 53-62.
8. Тархов С.А. Пространственные закономерности роста высокоскоростных железных дорог в мире // Региональные исследования. 2016. № 4. С. 90-104.
9. Тархов С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей. Смоленск: Универсум, 2006. 386 с.
10. Aldous D., Shun J. Connected spatial networks over random points and a route-length statistic // Stat. Sci. 2010. V. 25. № 3. P. 275-288.
11. Barthelemy M. Spatial networks // Phys. Rep. Review Section of Phys. Lett. 2011. V. 499. № 1. P. 1-101.
12. Bohme K., Toptsidou M., Holstein F., Martin D. Territorial cooperation for the future of Europe. Luxembourg: ESPON, 2017. 104 p.
13. Haggett P., Chorley R Network Analysis in Geography. London: Edward Arnold, 1969. 348 p.
14. Kansky K. Structure of transportation networks: relationships between network geometry and regional characteristics. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1963. 155 p.
15. Nes R. Design of multimodal transport networks: a hierarchical approach (Ph.D. thesis). Delft: Technical Univ. of Delft, 2002. 304 p.
16. Xie F, Levinson D. Topological evolution of surface transportation networks // Comput. Environ. Urban Syst. 2009. V. 33. № 3. P. 211-223.
17. Yerra B., Levinson D. The emergence of hierarchy in transportation networks // Ann. Reg. Sci. 2005. V. 39. № 3. P. 541-553.
18. Zhang L., Levinson D. A model of the rise and fall of roads // J. Transport and Land Use. 2017. V. 10. № 1. P. 337-356.
Рецензия
Для цитирования:
Мартыненко А.В. Моделирование морфологии междугородней сети автомобильных дорог. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2021;85(1):39-48. https://doi.org/10.31857/S2587556621010118
For citation:
Martynenko A.V. Modeling the Morphology of the Intercity Highway Network. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2021;85(1):39-48. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S2587556621010118