Preview

Известия Российской академии наук. Серия географическая

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Системы скоростного рельсового транспорта крупнейших городских агломераций КНР

https://doi.org/10.31857/S2587556624050055

EDN: APJRJN

Аннотация

Быстрый рост китайских городов в 1990–2020-е годы, территориальное расширение городских агломераций и формирование мегалополисов привели к обострению транспортных проблем внутри них. Экстенсивный рост сети линий обычного метрополитена в городах КНР в 2000–2020-е годы решил частично проблему перемещения населения, но исчерпал свой потенциал и окончательно не может разрешить ее из-за невысокой скорости сообщения при значительном увеличении расстояний в быстро расползающихся городах и городских агломерациях. Единственным средством решения этой проблемы остается сооружение рельсовых систем высокоскоростного сообщения, линии которого секут городские территории в центральных частях либо под землей, либо на эстакадах, а также связывают окраины городов с их центром, города-спутники, пригородные зоны и другие города и агломерации. Рассматривается китайский опыт создания трех разных вариантов скоростных пригородно-городских железных дорог. Наиболее удачными среди них являются сооружение отдельной сети таких дорог в Шанхае, а также гибридной системы скоростного рельсового сообщения в городской агломерации дельты р. Чжуцзян, сочетающей в себе разные уровни скорости (междугородные высокоскоростные линии пригородно-городских железных дорог, скоростной и обычный метрополитен, скоростной трамвай). Не столь эффективна система пригородно-городских железных дорог Пекинской агломерации, проходящих по наименее загруженным направлениям. Анализ распределения значений протяженности отдельных линий метрополитена позволил определить 4 группы пространственных размеров больших китайских городов: с максимальным радиусом от их центров в 20–30, 16–23, 14–21 и 9–15 км. Городские агломерации КНР имеют максимальный радиус 110–130 км с минимальным временем передвижения 40–45 мин от центра их ядер (при скорости сообщения поездов 140–200 км/ч), мегалополисы – 300–330 км и 75–90 мин (при скорости движения высокоскоростных поездов 250–350 км/ч). Городские агломерации и мегалополисы Китая могут иметь внутренние морфологические разрывы и инверсии.

Об авторе

С. А. Тархов
Институт географии РАН
Россия


Список литературы

1. Воробьев Н.В., Емельянова Н.В., Рыков П.В. Урбанизация и развитие городских агломераций Сибири и Северного Китая: в контексте Нового Шелкового пути // ЭКО. 2016. Т. 46. № 8. С. 83–100. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2016-8-83103

2. Вульфович Р.М. Россия и Китай: перспективы развития городских агломераций // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2023. Т. 17. № 3. С. 140–149. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2023-03-140149

3. Глазунов Д.А., Чичинова А.Л. Особенности формирования городской агломерации в дельте реки Чжуцзян // Вестн. Евразийского нац. ун-та им. Л.Н. Гумилева. Серия: Политические науки. Регионоведение. Востоковедение. Тюркология. 2021. № 3 (136). С. 91–101. https://doi.org/10.32523/2616-6887/2021-136-3-91101

4. Махновский Д.Е. Мегалополисные образования Китайской Народной Республики на современном этапе глобализации // Изв. РГО. 2015. Т. 147. Вып. 4. С. 64–80. https://izv.rgo.ru/jour/article/view/467/285 (дата обращения 15.07.2024).

5. Махрова А.Г. Городская агломерация // Социальноэкономическая география. Понятия и термины / отв. ред. А.П. Горкин. Смоленск: Ойкумена, 2013. С. 74–75.

6. Милько М.М. Городская агломерация Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй на современном этапе развития // Право, экономика и управление: от теории к практике: матер. Всерос. науч.-практич. конф. с международ. уч. (Чебоксары, 29 января 2021 г.). Чебоксары: ИД “Среда”, 2021. С. 75–80. https://doi.org/10.31483/r-97728

7. Панов Р.Д. Изменения пространственной структуры сетей метрополитенов Китая // Проблемы региональной экологии. 2020. № 1. С. 79–87.

8. Петушкова В.В. Особенности развития мегаполисов Китая // Экономические и социальные проблемы России. 2023. № 3. С. 40–59.

9. Слука Н.А. Мегалополис // Социально-экономическая география. Понятия и термины / отв. ред. А.П. Горкин. Смоленск: Ойкумена, 2013. С. 132–133.

10. Тархов С.А. Городской транспорт в Китае // Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния: матер. XVIII международ. (21-й екатеринбургской) науч.-практич. конф. Екатеринбург, 2012а. С. 196–209.

11. Тархов С.А. Метрополитены в городах Китая // Проблемы регионального развития. Финноугорское пространство в географических исследованиях: матер. 1-й международ. заочной науч.-практич. конф. Саранск: изд-во Мордовского гос. ун-та, 2012б. С. 184–211.

12. Тархов С.А. Пекинский метрополитен // Большая Российская Энциклопедия. Портал знаний. 2024. https://bigenc.ru/c/pekinskii-metropoliten-3f4671 (дата обращения 15.07.2024).

13. Тархов С.А. Транспортная система Шанхая // Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния. Т. I. Матер. XXVII Международ. (юбилейной тридцатой Екатеринбургской) науч.-практич. конф. 19–20 июня 2021 г. Екатеринбург: АМБ, 2021. Т. 1. С. 358–423.

14. Ткачев Е.В. Особенности развития агломераций Китая // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 6.

15. Чубаров И.Г., Слука Н.А. Крупнейшие городские агломерации КНР в системе глобальных городов // Вестн. Моск. ун-та. Серия 5. География. 2012. № 2. С. 32–39.

16. Jia J., Wang X., Dang Z. Evaluation of Urban Rail Transit Station Effectiveness Based on TOD Principle – Taking Shanghai as an Example // Highlights in Science, Engineering and Technology. 2023. Vol. 64. P. 231– 244. https://drpress.org/ojs/HSET/article/view/ (дата обращения 15.07.2024).

17. Meng L., Ishida T. Analysis of the Relationship between Beijing Rail Transit and Urban Planning Based on Space Syntax // Sustainability. 2022. Vol. 14. Art. 8744. https://doi.org/10.3390/su14148744.

18. Niu B., Sun T., Liu P. Research on the Planning of Rail Transit in Shanghai Metropolitan Area Facing Shanghai 2035 // EasyChair Preprint. 2023. № 9962. 12 p. https://easychair.org/publications/preprint_open/ PpWN (дата обращения 15.07.2024).

19. Zhu L., Luo J. The Evolution Analysis of Guangzhou Subway Network by Complex Network Theory. Procedia Engineering. 2016. Vol. 137. P. 186–195.


Рецензия

Для цитирования:


Тархов С.А. Системы скоростного рельсового транспорта крупнейших городских агломераций КНР. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2024;88(5):671-693. https://doi.org/10.31857/S2587556624050055. EDN: APJRJN

For citation:


Tarkhov S.A. High-Speed Rail Transit System of the Largest Urban Agglomerations of China. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2024;88(5):671-693. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S2587556624050055. EDN: APJRJN

Просмотров: 57


ISSN 2587-5566 (Print)
ISSN 2658-6975 (Online)