Preview

Известия Российской академии наук. Серия географическая

Расширенный поиск

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПАССАЖИРСКОГО АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ

https://doi.org/10.7868/S0373244417060032

Аннотация

Авиационный транспорт стал одним из самых динамичных элементов единой транспортной системы как в России, так и во всем мире. Он является важнейшим видом транспорта на многих маршрутах средней и высокой дальности. Его территориальная структура изучена в географической науке широко, но автором предлагается проанализировать ее с точки зрения характеристик, наиболее важных для пассажира – частоты сообщения, времени в пути с учетом всех дополнительных затрат и средневзвешенного тарифа на каждом направлении. Из-за трудоемкости сбора фактических данных изучение пассажирского транспорта в таком ключе не получило широкого развития, и данная работа призвана восполнить этот пробел. В статье проанализировано размещение сети действующих аэропортов в европейской части страны. Представлена типология авиакомпаний по средневзвешенному уровню тарифа. Выявлено три ключевых центра тяготения для авиапассажиров – Москва, Санкт-Петербург и курорты Черноморского побережья, и предложена классификация городов по транспортной доступности относительно этих центров по параметрам частоты сообщения, времени в пути и тарифа, интегрированных в единую методику. Выявлено, что попадание города в тот или иной класс зависит от его удаленности от центров тяготения; структуры авиакомпаний, выполняющих перевозки; наличия и характера альтернативных видов сообщения; среднего времени в пути от центра города до относящихся к нему аэропортов. Расчет по предложенной методике показал, что наилучшую транспортную доступность имеют главные центры Европейской России, некоторые города Крайнего Севера и Северного Кавказа, а наихудшая доступность характерна для большинства городов Центральной России.

Об авторе

Александр С. Неретин
Институт географии РАН
Россия
Москва


Список литературы

1. Бурилина М.А., Шестаков В.А. Влияние факторов экономической и политической среды на развитие авиационных перевозок в России // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 31. С. 46–56.

2. Гинзбург Е.С. Совершенствование пространственной организации авиационного транспорта России. Автореф. дисс. … канд. геогр. наук. Калининград: Рос. гос. ун-т им. И. Канта, 2009. 158 с.

3. Григорьев И.Ю. Современные тенденции развития рынка авиаперевозок // Бюлл. транспортной информации. 2007. № 6. С. 4–8.

4. Ефремова Н.И. Оценка конкурентоспособности авиакомпаний на авиалинии Санкт-Петербург – Москва // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2010. № 1–3. С. 245–248.

5. Носков М.В. Географические проблемы развития мирового пассажирского авиатранспорта // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 1998. № 2. С. 10–14.

6. Семенов А.А. Географические особенности развития и функционирования мировой системы бюджетных авиаперевозок // Региональные исследования. 2012. № 2. С. 139–151.

7. Тархов С.А. Изменение связности пространства России на примере авиапассажирского сообщения. М. – Смоленск: Ойкумена, 2015. 154 с.

8. Фридлянд А.А., Мордасов О.Д. Конкуренция и ценообразование на крупнейших внутрироссийских авиалиниях // Научн. вестн. ГосНИИГА. 2016. № 13. С. 67–75.

9. Alderighi M., Cento A., Nijkamp P., and Rietveld P. Assessment of new hub-and-spoke and point-to-point airline network configurations // Transp. Rev. 2007. Vol. 27 (5). P. 529–549.

10. Brueckner J., Lee D., and Singer E. Airline competition and domestic U.S. airfares: a comprehensive reappraisal // Economics of Transportation. 2013. Vol. 2 (1). P. 1–17.

11. Burghouwt G., Hakfoort J., and Ritsema van Eck J. The spatial configuration of airline networks in Europe // J. Air Transp. Management. 2003. Vol. 9. № 5. P. 309–323.

12. Dennis N. End of the free lunch? The responses of traditional European airlines to the low-cost carrier threat // J. Air Transp. Management. 2007. Vol. 13. № 5. P. 311–321.

13. Franke M. Competition between network carriers and low-cost carriers – retreat battle of breakthrough to a new level of efficiency? // J. Air Transp. Management. 2004. Vol. 10. № 1. P. 15–21.

14. Goetz A.R. and Vowles T.M. The Good, the Bad, and the Ugly: 30 Years of US Airline Deregulation // J. Transp. Geogr. 2009. Vol. 17 (4). P. 251–263.

15. Roman C., Espino R., and Martin J.C. Competition of high-speed train with air transport: The case of Madrid–Barcelona // J. Air Transp. Management. 2007. Vol. 13. № 5. P. 277–284.


Рецензия

Для цитирования:


Неретин А.С. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПАССАЖИРСКОГО АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2017;(6):19-38. https://doi.org/10.7868/S0373244417060032

For citation:


Neretin A.S. SPATIAL STRUCTURE OF AIR PASSENGER TRANSPORT IN  EUROPEAN RUSSIA. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2017;(6):19-38. (In Russ.) https://doi.org/10.7868/S0373244417060032

Просмотров: 824


ISSN 2587-5566 (Print)
ISSN 2658-6975 (Online)