Preview

Известия Российской академии наук. Серия географическая

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

САКРАЛЬНЫЕ ЛАНДШАФТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРНЫХ МАРИЙЦЕВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ)

https://doi.org/10.1134/S2587556618060043

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрены особенности сакральных ландшафтов горных марийцев Республики Марий Эл. Сакральный ландшафт – это многокомпонентная система, пронизывающая все элементы традиционного сельского этнокультурного ландшафта от жилищ и усадеб до священных мест поклонений. В наиболее ярком виде сакральный ландшафт представлен в священных местах поклонения и традиционном природопользовании. Сакральный ландшафт – важнейший компонент этнической культуры горных марийцев; он обладает архаической, традиционной и современной составляющими. В статье рассмотрены и обсуждены результаты анализа анкетного обследования русских и горномарийских сел и деревень Горномарийского района Республики Марий Эл методами непараметрической математической статистики. Данные изыскания, направленные на выявление различий в отношении к природе народов-соседей, выявили как совпадение, так и существенные различия в экологическом сознании горных марийцев и русских. Показано, что мировоззрение изученных народов неразрывно связано с природной средой. Экологическая этика настоящего и будущего в первую очередь должна базироваться на рациональном природопользовании, основу которого составляет исторически сложившееся и выверенное традиционное природопользование, и на природоохранной традиционной этнической ментальности, устойчивость и “жизненную силу” которых и обеспечивают сакральные культурные ландшафты.

Об авторах

А. Р. Бубнова
Институт географии РАН
Россия


А. Д. Арманд
Институт географии РАН
Россия


О. В. Кайданова
Институт географии РАН
Россия


Список литературы

1. Анн-Дорит Бой. Последние язычники Европы // GEO. 2010. № 145. Апрель.

2. Арманд А.Д., Бубнова А.Р., Кайданова О.В. Ментальность как фактор природопользования. М.: ГЕОС, 2013. 158 с.

3. Борейко В.Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. Т. 1. Киев: Киевский Будпроект, 1998. 224 с.

4. Бубнова А.Р. Самоорганизация традиционного сельского этнокультурного ландшафта Среднего Поволжья: автореф. дис. … канд. геогр. наук. М.: ИГ РАН, 2007. 23 с.

5. Бубнова А.Р. Этническая ментальность и природопользование // Изв. РАН. Сер. геогр. 2016. № 5. С. 119–128.

6. Йошкар-Олинская и Марийская епархия РПЦ // Марийская митрополия. 08.05.2013. URL. http://www.mari-eparhia.ru/churches.

7. Кулешова М.Е. Сакральные культурные ландшафты в контексте Севильской стратегии по биосферным резерватам: проблемы и перспективы. 12.04.2014. URL. http://www.arcticcentre.org/loader.aspx?id=2c56463b-88e9-4fcc-b5a3-6eaee4b04f92.

8. Леви-Стросс К. Структурная антропология М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.

9. Морохин Н.В. Марийские священные рощи Нижегородской области как природно-культурные памятники // Дать понять. 12.04.2014. URL. http://www.gttp.ru/text/152.htm.

10. На село.ру. // На село.ру. 21.11.2012. URL. http://www.naselo.ru/attraction.

11. Окладникова Е.А. Сакральный ландшафт: теория и эмпирические исследования. М., Берлин: ДиректМедиа, 2014. 230 с.

12. Свечников С.К. История марийского народа IX– XVI веков. Методическое пособие. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С “Марийский институт образования”, 2005. 46 с.

13. Смирнов И.Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. Казань: Тип. Императорского Ун-та, 1889. 265 с.

14. Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера: Религиозно-мифологическое пространство севернорусской культуры. Архангельск: Издво ПМПУ, 1993. 220 с.

15. Топоров В.Н. Эней – человек судьбы. М.: Радикс, 1993. 208 с.

16. Чертово городище – Орла нер // Команда Кочующие. 12.10.2012. URL. http://komanda-k.ru/2011/mariiel.

17. Четкарёва Р.П. Табу народа мари в системе формирования культуры повседневности // Изв. РПГУ им А.И.Герцена. 2009. № 109. С. 53–59.

18. Четкарёва Р.П., Четкарёв Ю.Э. Взгляды народа мари на природу и нравственность // Этноэкологические аспекты духовной культуры. М.: ИЭА РАН, 2005. С. 176–192.


Ключевые рисунки

1. Святой камень Акпарса (бассейн р. Юнга, между деревнями Пертнуры и Пернянгаш)
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (953KB)    
Метаданные
2. Akpars holy stone (Unga river, Mountain Mari District, Mari-El Republic, Russia)
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (957KB)    
Метаданные
  • Сакральный ландшафт проявлен во всех компонентах традиционного сельского этнокультурного ландшафта и особенно ярко в священных местах поклонения и традиционном природопользовании.
  • Анкетное обследование русских и горномарийских сел и деревень выявило как совпадение, так и существенные различия в экологическом сознании народов-соседей.
  • Архаическая и традиционная составляющие сакральных ландшафтов решающим образом влияют на особенности этнического сознания и изученных народов.
  • Сакральные ландшафты являются главным фактором возникновения, развития и устойчивости этнической ментальности и традиционного природопользования.
  • Экологическая этика в значительной степени должна базироваться на рациональном традиционном природопользовании и на природоохранной этнической ментальности, устойчивость которых обеспечивают сакральные ландшафты.

Для цитирования:


Бубнова А.Р., Арманд А.Д., Кайданова О.В. САКРАЛЬНЫЕ ЛАНДШАФТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРНЫХ МАРИЙЦЕВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ). Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2018;(6):115-127. https://doi.org/10.1134/S2587556618060043

For citation:


Bubnova A.R., Armand A.D., Kaidanova O.V. Sacral Landscape as a Factor of Development of Ethnic Ecological Thinking: A Case Study of the Highland Mari People of the Mari El Republic. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2018;(6):115-127. (In Russ.) https://doi.org/10.1134/S2587556618060043

Просмотров: 67


ISSN 2587-5566 (Print)
ISSN 2658-6975 (Online)