САКРАЛЬНЫЕ ЛАНДШАФТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРНЫХ МАРИЙЦЕВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ)
https://doi.org/10.1134/S2587556618060043
Аннотация
Рассмотрены особенности сакральных ландшафтов горных марийцев Республики Марий Эл. Сакральный ландшафт – это многокомпонентная система, пронизывающая все элементы традиционного сельского этнокультурного ландшафта от жилищ и усадеб до священных мест поклонений. В наиболее ярком виде сакральный ландшафт представлен в священных местах поклонения и традиционном природопользовании. Сакральный ландшафт – важнейший компонент этнической культуры горных марийцев; он обладает архаической, традиционной и современной составляющими. В статье рассмотрены и обсуждены результаты анализа анкетного обследования русских и горномарийских сел и деревень Горномарийского района Республики Марий Эл методами непараметрической математической статистики. Данные изыскания, направленные на выявление различий в отношении к природе народов-соседей, выявили как совпадение, так и существенные различия в экологическом сознании горных марийцев и русских. Показано, что мировоззрение изученных народов неразрывно связано с природной средой. Экологическая этика настоящего и будущего в первую очередь должна базироваться на рациональном природопользовании, основу которого составляет исторически сложившееся и выверенное традиционное природопользование, и на природоохранной традиционной этнической ментальности, устойчивость и “жизненную силу” которых и обеспечивают сакральные культурные ландшафты.
Ключевые слова
Об авторах
А. Р. БубноваРоссия
А. Д. Арманд
Россия
О. В. Кайданова
Россия
Список литературы
1. Анн-Дорит Бой. Последние язычники Европы // GEO. 2010. № 145. Апрель.
2. Арманд А.Д., Бубнова А.Р., Кайданова О.В. Ментальность как фактор природопользования. М.: ГЕОС, 2013. 158 с.
3. Борейко В.Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. Т. 1. Киев: Киевский Будпроект, 1998. 224 с.
4. Бубнова А.Р. Самоорганизация традиционного сельского этнокультурного ландшафта Среднего Поволжья: автореф. дис. … канд. геогр. наук. М.: ИГ РАН, 2007. 23 с.
5. Бубнова А.Р. Этническая ментальность и природопользование // Изв. РАН. Сер. геогр. 2016. № 5. С. 119–128.
6. Йошкар-Олинская и Марийская епархия РПЦ // Марийская митрополия. 08.05.2013. URL. http://www.mari-eparhia.ru/churches.
7. Кулешова М.Е. Сакральные культурные ландшафты в контексте Севильской стратегии по биосферным резерватам: проблемы и перспективы. 12.04.2014. URL. http://www.arcticcentre.org/loader.aspx?id=2c56463b-88e9-4fcc-b5a3-6eaee4b04f92.
8. Леви-Стросс К. Структурная антропология М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.
9. Морохин Н.В. Марийские священные рощи Нижегородской области как природно-культурные памятники // Дать понять. 12.04.2014. URL. http://www.gttp.ru/text/152.htm.
10. На село.ру. // На село.ру. 21.11.2012. URL. http://www.naselo.ru/attraction.
11. Окладникова Е.А. Сакральный ландшафт: теория и эмпирические исследования. М., Берлин: ДиректМедиа, 2014. 230 с.
12. Свечников С.К. История марийского народа IX– XVI веков. Методическое пособие. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С “Марийский институт образования”, 2005. 46 с.
13. Смирнов И.Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. Казань: Тип. Императорского Ун-та, 1889. 265 с.
14. Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера: Религиозно-мифологическое пространство севернорусской культуры. Архангельск: Издво ПМПУ, 1993. 220 с.
15. Топоров В.Н. Эней – человек судьбы. М.: Радикс, 1993. 208 с.
16. Чертово городище – Орла нер // Команда Кочующие. 12.10.2012. URL. http://komanda-k.ru/2011/mariiel.
17. Четкарёва Р.П. Табу народа мари в системе формирования культуры повседневности // Изв. РПГУ им А.И.Герцена. 2009. № 109. С. 53–59.
18. Четкарёва Р.П., Четкарёв Ю.Э. Взгляды народа мари на природу и нравственность // Этноэкологические аспекты духовной культуры. М.: ИЭА РАН, 2005. С. 176–192.
Ключевые рисунки
|
1. Святой камень Акпарса (бассейн р. Юнга, между деревнями Пертнуры и Пернянгаш) | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(953KB)
|
Метаданные ▾ |
|
2. Akpars holy stone (Unga river, Mountain Mari District, Mari-El Republic, Russia) | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(957KB)
|
Метаданные ▾ |
- Сакральный ландшафт проявлен во всех компонентах традиционного сельского этнокультурного ландшафта и особенно ярко в священных местах поклонения и традиционном природопользовании.
- Анкетное обследование русских и горномарийских сел и деревень выявило как совпадение, так и существенные различия в экологическом сознании народов-соседей.
- Архаическая и традиционная составляющие сакральных ландшафтов решающим образом влияют на особенности этнического сознания и изученных народов.
- Сакральные ландшафты являются главным фактором возникновения, развития и устойчивости этнической ментальности и традиционного природопользования.
- Экологическая этика в значительной степени должна базироваться на рациональном традиционном природопользовании и на природоохранной этнической ментальности, устойчивость которых обеспечивают сакральные ландшафты.
Рецензия
Для цитирования:
Бубнова А.Р., Арманд А.Д., Кайданова О.В. САКРАЛЬНЫЕ ЛАНДШАФТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРНЫХ МАРИЙЦЕВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ). Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2018;(6):115-127. https://doi.org/10.1134/S2587556618060043
For citation:
Bubnova A.R., Armand A.D., Kaidanova O.V. Sacral Landscape as a Factor of Development of Ethnic Ecological Thinking: A Case Study of the Highland Mari People of the Mari El Republic. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2018;(6):115-127. (In Russ.) https://doi.org/10.1134/S2587556618060043